Рекламные манипуляции

Представьте на секунду, как рано утром раздаётся телефонный звонок. Вам звонит неизвестный номер. Большая часть из вас отклонит вызов и пойдёт заниматься дальше своими делами, но другая часть ответит с мыслью: «Мало ли, а вдруг звонит друг с чужого телефона?». Но это очередная рекламная кампания. Мало того, что они тратят наше драгоценное время, так ещё и напрямую нарушают законодательство о рекламе. И перед тем, как разбираться, какие законы нарушают компании, навязывающие кредитные карты и «бесплатные» процедуры, вспомним историю развития этого направления.

Значительную роль в развитии рекламы в России сыграли народные картинки-лубки (конец 16 века — начало 17 века). Лубок — это вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Обычно выражался в потешной картинке. Сначала появляются первые заметки, рекламирующие иноземную продукцию. К примеру, лист из собрания лубков Д. А. Ровинского, озаглавленный «Французский магазин помады и духов». Спустя годы лубки начинают набирать обороты. Другие газеты и журналы подхватывают эту тенденцию. Таким образом, реклама становится популярной и получает широкое распространение, после чего окончательно закрепляется в нашей жизни.

В 20-м веке реклама пробралась на телевидение. Первый рекламный ролик показали 1 июля 1941 года перед бейсбольным матчем. В нем рекламировались наручные часы. Показ этого телевизионного ролика ознаменовал новую эру для рекламы. Реклама все больше и больше занимает эфирное время. Многие страны стали принимать законы, регулирующие её количество, в том числе и в России. Согласно статье 14 закона «О рекламе», реклама на телевидении не должна занимать более 20% от эфирного времени в сутки. Но всевозможные компании рекламируют свои продукты ещё и во вставках в фильмах, сериалах или ток-шоу.

Реклама делится на множество видов, и каждая выполняет определённую функцию.

Так или иначе, любая реклама — это своего рода манипуляция человеком. Она воздействует на все сферы жизни человека: экономическую (для сбыта товара), социальную (для соединения интересов различных групп), нравственно-правовую (пропаганда этических и правовых норм), духовную (воспитание патриотизма и формирование личности человека), политическую (создание имиджа политика или политической партии).

Но как это происходит? Все просто. Если у тебя нет этого товара, значит, тебе живётся сложно, если ты не придерживаешься определённых норм, значит, ты белая ворона, если ты не выберешь это движение, значит, все будет плохо, и твои проблемы не решатся. Задача рекламы – заставить вас захотеть этого самим.

Реклама давит на человека и управляет им.

Реклама давит на человека и управляет им. Есть разные виды рекламных уловок: манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов человека или партнёра), духовное манипулирование (формирование определённых ценностей), интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений и точек зрения), манипулирование чувствами (использование эмоций человека или партнёра), символическое манипулирование (формирование реакций, человека на определённые символы).

Для примера манипулирования потребностей можно взять рекламу колбасы или конфет в удачно подобранное время после долгого просмотра фильма, после которой разыгрывается аппетит.

Пример символической манипуляции — логотип «Apple». Просто вспомните, как при взгляде на надкушенное яблоко вы сразу думаете про эту компанию. К символам так же можно отнести звуковую ассоциацию, например, песня «праздник к нам приходит» у «Coca-cola».

У вас опять зазвонил телефон и нет сил выслушивать очередное выгодное предложение? Что нарушают «телефонные рекламщики»? Обратимся к Федеральному закону «О рекламе».

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи.

Пункт 1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Вспомните, а давали ли вы подобное согласие тому, кто звонит вам с самого утра с предложением взять кредит?

Пункт 2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

К сожалению, чаще всего, рекламораспространителя не волнует, интересуют ли нас предлагаемые ими услуги, или нет. Вместо реального человека, предлагающего вам товар, свои услуги может предлагать предварительно записанный кем-то голос. Вы вполне можете столкнуться с автоматической рассылкой.

Что делать, если вам звонят с очередным рекламным предложением?

— Если звонит рекламщик, я просто понимаю, что это его работа, и чаще всего спокойно выслушиваю, что мне скажут, и отвечаю на вопросы. Либо мягко говорю, что они не вовремя, и меня долго еще не трогают. Каких-то общих рекомендаций нет. Кто-то просто сбрасывает или не берёт, тут уже тактика действий зависит от вашего характера. Бывает, что просят в каких-то «акциях» написать телефоны друзей. С юридической точки зрения, думаю, это будет незаконно, ведь вы предоставляете контакты другого человека без его согласия, а это уже нарушение личных границ и конфиденциальности.

Чтобы не поддаваться давлению рекламы, которая идёт отовсюду, можно поставить различные программы, которые будут убирать всю рекламу. Или самостоятельно выработать стойкость к этому. Я настолько спокойно иногда отношусь к рекламе, что даже смотрю все два ролика на «Youtube» подряд, не перематывая. Рекламщики наносят вред в попытке приманить потребителей к себе, изощряясь различными способами. Таким образом, они могут оттолкнуть потенциальных покупателей. Да, без рекламы люди не узнают о существовании компании/продукта, но и чрезмерное обилие рекламы показывает только наличие огромного количества денег у компании, на мой взгляд, — поделилась мнением Анна Дьяконова, студентка факультета «Реклама и связи с общественностью» КемГУ.

Денис Наседкин, Денис Синкин

Дата: 30.12.2020 10:00 Рубрики: Между прочим..., Проблема? Не проблема!, Разное

Похожие публикации