Почему у школьников нет интересов?

В современных условиях этот вопрос стал особенно серьезным. Школьники старшего возраста все меньше проявляют интереса к каким-либо внеурочным занятиям. Почему? Постараюсь ответить на вопрос, опираясь на собственный опыт.

Большая часть дня подростков проходит в школе. Старшеклассники живут по максимально плотному графику: уроки, дополнительные занятия в школе, после — репетиторы или частные языковые школы. Расписание зачастую нестабильно: в один день недели в школе нужно находиться с восьми утра и до двух-трех часов дня, в другой — до четырех-пяти. А после уроков — репетитор… После насыщенного учебного дня сил на что-то новое и интересное просто не остается, а «производительность труда» падает. Об увлечениях не может быть и речи…

Есть и другая проблема. Родители сейчас увлечены ранним развитием ребенка: буквально с двух-трех лет дети ходят во всевозможные развивающие центры: на раннее развитие, ментальную арифметику, английский язык и т.д. В начальной школе эта ситуация повторяется: ученики 1-4-х классов ходят на все подряд внеурочные занятия — развиваются. «Мама сказала надо!», «Соседский ребенок с трех лет умеет читать (считать, знает английский и т.д.)»… Порой причина кроется и в том, что родители, находясь на работе, предпочитают платить за всевозможные платные кружки, чтобы ребенок был целый день «под присмотром». А к подростковому возрасту у ребенка появляется возможность выразить протест: он устал развиваться, а заставить родители его уже не могут! Поэтому он, «наразвивавшись» в детстве, предпочитает лежать на диване со смартфоном в руках или сидеть у компьютера, играя в онлайн-игры.

А бывает и так, что подросток вроде бы хочет заниматься чем-то кроме учебы, но предлагаемые в школе направления его не интересуют.

Что делать в этой ситуации? За консультацией я обратился к Светлане Михайловне Чернобук, психологу Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности».

— Первое, что нужно сделать, это посмотреть в сторону рынка. Одна из его основ — спрос рождает предложение. Если у подростка есть к чему-либо интерес, то это направление нужно ему и предложить. Если дети уже сами не хотят куда-то ходить, значит им это и не надо, и заставлять «силой» заниматься чем-либо не нужно. Что касается выбора новых направлений… К сожалению, Российская система образования очень медленно реагирует на изменения окружающей действительности. Пока найдется педагог с нужным образованием, пока сделает программу, пока ее везде утвердят… Мир крайне изменился за последние двадцать лет, а детей все также садят за парты и читают лекций, даже в дополнительном образовании такое бывает. Нужно стараться заинтересовать человека, ведь учебная мотивация у детей зависит от ПЕДАГОГА: если педагог смог заинтересовать — дети всех возрастов хотят приходить на занятия вне зависимости от нагрузки и занятости.

Илья Шумилин

Дата: 10.11.2021 11:54 Рубрики: Между прочим..., Проблема? Не проблема!

Похожие публикации