Мейнстрим. На примере «Ведьмака»

Сейчас мы живём в мире, где со всех сторон идёт слишком большой поток информации. Мы не можем сосредоточиться на чём-то одном: совмещаем работу с прослушиваем музыки или ТВ (которое просто должно шуметь на фоне), при этом успевая отвечать на сообщения и читать ленту новостей. Мы как бы стали супергероями, Цезарями. Но что на обратной стороне медали? Постоянный инфошум. Часто он идёт от очень популярных вещей, событий, что называется мейнстримом. Так что такое этот «мейнстрим» и хорошо или плохо это?

Дословно с английского мейнстрим переводится как «основное течение». Это популярные, массовые тенденции в искусстве и культуре. В противовес ему ставят андеграунд, артхаус. Возьмем яркий пример, который мы наблюдали совсем недавно. В конце декабря Netflix выпустил сериал «Ведьмак», который за месяц побил рекорд этого видеосервиса, набрав 76 миллионов просмотров.

Все соцсети кишили шутками, песнями и даже спойлерами оттуда. А спойлер в 21 веке является настоящей миной. Если ты до сих пор не слышал про этот сериал, то ты настоящий везунчик, можешь гордиться. А активным пользователям интернета буквально пришлось посмотреть его. В этом наша первая загвоздка: если ты не идёшь на поводу у мейнстрима, ты не то, что не в теме, ты не в мире. Ты перестаёшь понимать шутки, пародии, мемы, споры. Будто весь мир просто сошёл с ума. Никто не хочет быть за бортом вечеринки, потому приходится быстро догонять. С количеством просмотров растёт количество злых комментариев от «истинных фанатов». Их крики: «КАК ВЫ ЭТО СМОТРИТЕ, НЕ ПО КАНОНУ!», раздражают, пожалуй, всех, но при этом они собирают определённое количество лайков. Связанно это с тем, что сериал был снят по мотивам одноимённой серии романов Анджея Сапковского, которая публикуется с 1986 года. А последняя книга вышла аж в 2013, что довольно давно по меркам современного мира, где тренды появляются также быстро, как и умирают. В узких кругах, может и знали Геральта из Ривии, но по миру он остался без внимания. Отчасти оттого, что книги люди мало читают. Но с 2007 года стали выходить одноимённый компьютерные игры, естественно, по мотивам Сапковского. Тогда эта вселенная стала обретать популярность. И тут, в 2015, выходит «Ведьмак 3: Дикая Охота», который стал бить рекорды и забирать всевозможные награды. Уже тогда повылазили фанатики всё с теми же криками. Популярность, конечно, тогда Геральт стал набирать огромную, но только среди игроманов. Для которых, кстати, «Ведьмак» стал тоже мейнстримом и не знать его было стыдно. Однако сфера кино имеет куда больше зрителей. Когда вышел этот сериал, произошел настоящий взрыв. Настолько сильный, что после просмотра него, люди углублялись дальше и стали скачивать игру, которая вышла 5 лет назад. И Ведьмак снова поставил рекорд по количеству одновременных игроков в Steam. Такое случается крайне редко. Особенно — у сюжетных игр, которые давно не получали каких-либо дополнений или больших обновлений.

Казалось бы, можно только порадоваться популярности «Ведьмака», особенно тем, кто так любит эту вселенную. Но нет, те люди, которые читали книги, играли, стали беситься оттого, что все стали лезть туда, всё должно быть снято по-другому. Вся фишка в том, что никто никому ничего не должен. Сериал снят, подчеркну, по мотивам. Создатели имеют право делать, что угодно с их работой. «Ведьмак» был рассчитан на массового зрителя, для человека, который вообще не знает, что даже книги были, такому должно было понравится. С уверенностью можно сказать, что у них это получилось, иначе сериал бы не стал мейнстримом. Смею предположить, что истинных фанатов это всё может раздражать из-за некой ревности к произведению. Ведь они те самые, кто осилили все книги, все игры, знают всю вселенную досконально. Это их маленький мирок, куда они могли погрузиться и который был только их. Но это крайне эгоистично. Если этот мир такой прекрасный, то разве он не заслуживает всемирной огласки?

Любое качественное и сильное произведение заслуживает быть признанным. Ведь что бы ты не делал, если ты отдаёшься этому полностью, это заметят и найдутся твои зрители, слушатели. Что плохого, если прекрасные работы становятся мейнстримом? Смысл творения, если его никто не видит? Земфира тоже была андеграундом, но стала настоящим мейнстримом в русском роке. Леонардо Да Винчи был почти во всех сферах своего времени, если бы он не стал мейнстримом, мы бы никогда не увидели ни одну из его работ. Любое культовое кино является мейнстримом, но от этого оно не становится хуже.

Наталья Дука