В чужой театр со своим сценарием

Спектакли проходят в не предназначенных для этого местах, например, под сценой. После представления стало недостаточно просто аплодисментов, зрителей просят высказать своё мнение о произошедшем на сцене, а также решить судьбу спектакля. Всё это — театральная лаборатория «Эксперимент 123».

В этом году лаборатория проходила с 6-го по 14-ое ноября. В этот срок четыре режиссёра, приехавшие в Прокопьевск из разных городов России, поставили с актёрами театра четыре эскиза. Уже почти традиционно темой лаборатории стала «Неизвестная классика известных классиков». Лаборатория стала возможна благодаря средствам гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

— Я люблю свою профессию и также люблю экстрим, а это экстрим, потому что за пять дней, грубо говоря, нужно сделать спектакль. У тебя мозг работает всегда в этот срок, даже ночью. Это бессонница, ты постоянно копаешься в материале, постоянно что-то происходит, и нужно быстрее собрать в себе весь талант, собрать артистов и выдать этот результат, — говорит Екатерина Вербич, режиссёр эскиза «Красный смех». — Сложно, конечно же, за такой короткий срок раскрыть драматургию, поэтому берёшь какие-то самые основные моменты, наверное, потому что это эскиз всё равно. Главное, чтобы оно потом всё цельное было. Но мне кажется, что когда ты видишь какое-то решение спектакля, удаётся договориться с артистами – это чудо.

Если Екатерине и не удалось сотворить чудо и покорить всех зрителей своим спектаклем по произведению Леонида Андреева, какую-то магию создать ей точно удалось — более половины зрителей считают, что спектакль должен жить. Правда, доработка, по, их мнению, ему всё же необходима. Часть зрителей считают, что смех над трагичными событиями войны неуместен, но именно он передавал в спектакле весь ужас абстрактной войны и превращение человеческого общества в хаос.

Лучше был воспринят зрителями эскиз Светланы Баженовой «Похвала глупости» по произведению Эразма Роттердамского. Более 70% голосов за то, чтобы спектакль остался на сцене Прокопьевского театра драмы, но всё же с некоторой доработкой. Необходимость доработки отметила и режиссёр этого эскиза.

— За такой короткий срок, с таким серьёзным материалом и с тем, что мне непривычно работать в таком формате, конечно, это всего лишь эскиз. Это ведь всего лишь моя вторая лаборатория, я не умею быстро соображать. Мне нужен хотя бы месяц для того, чтобы понять и раскачать людей, найти новый способ существования. А в лаборатории мы должны быстро придумать что-то новое, что сложно мне даётся.

Пьеса, по которой был поставлен следующий спектакль, имеет трагичную судьбу. «Фрёкен Жюли» Августа Стриндберга оказалась слишком смелой и натуралистической для зрителей конца XIX века. Пьесу отказались публиковать, и лишь раз, и то неудачно (по свидетельству датской пьесы), её показали на сцене. Современный зритель оказался более подготовлен к интимной теме отношения полов, работа Дмитрия Акриша была воспринята на ура. 84% голосов за то, чтобы спектакль оставили как есть, 16% — за его доработку, и ни одного за то, чтобы забыть этот эскиз как страшный сон. Эту работу можно назвать наиболее удачной с точки зрения зрительских симпатий.

Четвёртым спектаклем этой лаборатории стала работа Елизаветы Бондарь по произведению Льва Толстого «Власть тьмы». Убийство ребёнка, раскаяние на свадьбе матери этого малыша — история ужасает. Ещё более пугающим является тот факт, что произведение основано на реальных событиях. Несмотря на всю трагичность истории и то, что в конце эскиза идёт читка, 70% зрителей хотят увидеть этот спектакль доработанным.

Спектакли на лаборатории отличаются от привычных зрителю, готовых работ, но в этом вся прелесть — каждый может сказать режиссёру своё мнение об эскизе. Возможно, именно твои слова перевернут этот спектакль. Не упусти возможность. Приходи на следующую лабораторию.

Виктория Баллер

Дата: 17.11.2021 08:30 Рубрики: Нырнем в искусство?

Похожие публикации