Люди учатся всё время. Сначала мы идём в детский сад, затем в школу, университет. В конце концов устраиваемся на работу, где не перестаём учиться. Но так часто хочется забыть о учебе, найдя себе оправдание, и пойти заняться чем-нибудь интересным. Почему так происходит?
Дело в том, что память похожа на трёх собак.
Дело в том, что память похожа на трёх собак. Одна берёт кость и ходит с ней, вторая закапывает, а третья достаёт, когда нужно. Память именно так и работает. Получив информацию, мозг забрасывает её в кратковременную память. Там материал хранится не больше нескольких десятков минут, обрабатывается, после чего остатки, которые мозг счёл годным для запоминания, поступают в долговременную память. Там информация хранится от пары часов до нескольких лет. Но запоминать, например, химию довольно сложно. Сидеть и повторять одни и те же слова в попытке их запомнить не только скучно, но и неэффективно, потому что мозг хочет новых впечатлений. Он запоминает то, что вызывает эмоции. Мозг постоянно ищет, анализирует все вокруг в поисках необычного. Такое устройство помогало людям выживать с древнейших лет. Сейчас мы вряд ли попадём на обед к тигру, но мозг остаётся настороже. Он всеми силами пытается отгородиться от повседневных вещей, чтобы быть готовым запомнить то, что, по его мнению, по-настоящему важно. Мозг не сохраняет скучную информацию, считая её откровенно ненужной. Он эффективно запоминает материал только тогда, когда активизируются нейроны и возникают эмоции. Как тогда учиться?
Как ни странно, если вы хотите что-то изучить, нужно активное участие. Просто читая о задачах, нельзя научиться решать их. Чем больше вы нарабатываете материал, тем лучше он запомнится. Изображайте то, что нужно выучить. Чем больше картинок и меньше текста, тем наглядней информация. Сильно помогают ассоциации. Мозг — это машина для построения связей между образами и понятиями. Стоит вспомнить Новый год, как в голове сразу всплывёт ёлка, запах мандаринов и хруст снега. Намного легче вспомнить то, что привязано к известным чувствам, запахам или образам.
Обращайтесь к эмоциям. Спрашивая друга о самых важных событиях в этом году, вы услышите интересные истории, потому что, если он их помнит, то эти ситуации вызвали сильный всплеск эмоций. Так же и с учёбой. Если испытывать любопытство, интерес, удивление и чувство «Я крут» при совершении того, что другие считают сложным, то информация будет запоминаться легко и надолго.
Сохраняйте внимание и не отвлекайтесь на постороннее, иначе все, что вошло в голову, ровно так же и выйдет из нее. Для этого лучше организовать себе комфортное рабочее место, отложить посторонние вещи как можно дальше и создать тишину. Если же вы много учитесь и после рабочего времени сидеть, разбираясь в чем-то, совсем не хочется, то стоит пересмотреть распорядок дня. От отдыха сильно зависит то, как много получите во время учёбы. Так что я советую гулять после школы, университета или работы. Одного часа вполне достаточно для умственного отдыха, и, когда вы вернётесь домой, то со свежей головой продолжите учиться.
Рассказывайте, а не пересказывайте. Нет смысла повторять слово в слово. Расскажите материал так, как поняли, а потом посмотрите, не было ли ошибок. Чем проще объясните материал, тем лучше его запомните.
Так что, работайте с информацией, понимайте, зачем она нужна и рассказывайте её. Тогда вы непременно сможете убедить мозг в том, что изучаемое вами так же важно, как и тигр.
Алексей Кауфман
Рисунок shinijiii