Любите ли вы читать книги? Я, например, подхожу к выбору книги очень скрупулёзно и предпочитаю лишь один жанр – фэнтези. Как раз в таком жанре, в основном, пишет герой нашего интервью – Павел Юрьевич Беляев. Писатель успешно совмещает творчество с педагогикой, руководит творческим коллективом в Томске. А путь в профессию начинал в Прокопьевске, в Центре дополнительного образования детей, где обучал всех желающих (и детей, и взрослых) искусству поинга. Год назад в бумажном варианте был издан роман Павла Беляева «Тихий омут», а летом этого года издательство «Союз писателей» выпустило первую часть трилогии «Крылья нетопыря».
— Как вам удаётся совмещать педагогическую деятельность и литературное творчество? Сложно ли это?
— Мне всё время хочется спать, писательство — вещь одинокая. По крайней мере, мне нужно сосредоточиться на этом и желательно, чтобы никто не отвлекал. Поэтому я пишу ночами, когда вся семья уже спит, и я могу полностью погрузиться в текст. Сплю я часа 3-4, в среднем.
— Когда вы впервые задумались о том, что хотите писать свои книги?
— Впервые я об этом задумался, когда мне было лет десять. Я написал свой первый рассказ, уместившийся в двух тетрадках, и посчитал это книгой. Меня даже бабушка водила к знакомой писательнице — Валентине Викторовне Кужилевой, чтобы узнать, насколько реально издать такую книгу. Валентина Викторовна рассказала нам о писательской кухне и очень тактично намекнула, что мне бы ещё поработать над своими сюжетами. К тому, что я пишу сейчас… это был долгий путь. Я начинал с научной фантастики и мистики. Я всегда стремился к непознанному, хотел раздвинуть рамки привычной реальности. Потом я познакомился с творчеством Ника Перумова и Марии Семёновой, и так я ушёл сначала в фэнтези, потом в славянское фэнтези. Дальше был долгий процесс учёбы, проб, ошибок, пока в результате я не пришёл к тому, что моё творчество представляет собой сейчас. Но я не останавливаюсь, как говорится: век живи — век учись. Поэтому стараюсь саморазвиваться.
— Можете рассказать про жанр славянского фэнтези? С чего стоит начать знакомство с этим жанром?
— Жанр фэнтези имеет множество поджанров: эпическое, тёмное, высокое, городское и т.д. И вот славянское — один из них. Как правило, это истории, происходящие в неком подобии славянского средневековья, нередко в Древней Руси, и имеющие некое фантастическое допущение, вроде существования магии или волшебных существ. Знакомиться с этим жанром нужно, наверное, с начала, с истоков. Конечно, я говорю о цикле Марии Семёновой «Волкодав». По крайней мере, с основной квадрологии. А потом можно смело переходить на «Крылья нетопыря» – моей книге.
— Какие жанры сами предпочитаете читать?
— Я стараюсь читать многие жанры и не замыкаться только в фентези, хотя это всё-таки 80% моего чтива. На мой выбор может повлиять всё, что угодно — от обзора видеоблогера до обложки. Так я выбрал по красивой обложке книгу «Сокол и ворон» Ульяны Черкасовой и нарвался на восхитительную трилогию. Есть у меня и автоматически покупаемые авторы — Ник Перумов, Марина и Сергей Дяченко. У них я, скорее всего, не посмотрю ни на аннотацию, ни на обложку. К сожалению, в этом году Сергей Дяченко ушёл из жизни, и пока не ясно, стоит ли ждать выхода чего-то нового. Если брать не фэнтези, то я очень люблю Стивена Кинга, Александра Беляева, Станислава Лема, Оскара Уайльда, Оноре де Бальзака.
— Сколько времени ушло на написание «Тихого омута»?
— Если брать разбег от момента, когда было написано слово «Пролог», до дня, когда я вбил на клавиатуре «Конец» — прошло девять лет. Но по факту, я за год написал книгу, которая никуда не годилась. На протяжении семи лет она лежала без дела, а потом я ещё за год переписал её на 70%. Вообще, это сложный вопрос. Непосредственно над книгой я работал фактически два года. Но за те семь лет, что она лежала между точками А и В, очень серьёзно формировался и изменялся мир, в котором происходят события. Мир обрастал мифологией, другими историями и своими тайнами.
— Можете ли вы вкратце обрисовать сюжет книги и сказать, есть ли в ней какой-то посыл?
— Если коротко, то в основе сюжета лежит любовь. Там много персонажей, каждый из которых стремится спасти или сохранить то, что ему дорого. Они все — хорошие люди, которые совершают чудовищные поступки. Если выделять какого-то прям самого главного персонажа, то это история девочки Ии, которая теряет всё, но обнаруживает у себя страшные сверхъестественные силы. И ладно бы, если б всё ограничивалось этим, но таких, как она, по всему миру разыскивают черти и втягивают в свои злодеяния. Посыл в книге конечно же есть, но я не скажу какой. Каждый видит в моих книгах что-то своё. Это очень интересно для меня, как для автора. Это говорит о том, что история имеет некий потенциал.
— Будет ли у «Тихого омута» продолжение и когда его стоит ждать?
— Можно сказать, что да. Сейчас я дописываю вторую часть трилогии «Крылья нетопыря» с подзаголовком «Трон из костей». Судьба распорядилась таким образом, что это одновременно продолжение и «Крыльев нетопыря», и «Тихого омута». Больше, конечно, «Крыльев нетопыря», поскольку это ровно середина трилогии. В принципе, я считаю, сюжет «Тихого омута» вполне законченным, и вы можете удовольствоваться этой историей. Но для тех, кто не захочет прощаться с некоторыми героями, есть «Трон из костей».
— Довольны ли вы этой книгой?
— В момент её выхода, признаться, я считал её довольно слабым произведением, но для дебюта вполне себе ничего. Сейчас, по прошествии определённого времени, я замечаю достоинства «Тихого омута», которых не видел раньше. Когда над чем-то работаешь длительное время, твой взгляд «замыливается», и ты не можешь видеть очень и очень многого. Это как раз тот самый случай, когда лицом к лицу лица не увидать. Это не то грандиозное эпическое фэнтези, которым стала трилогия «Крылья нетопыря», но от «Тихого омута» этого и не требовалось. Он должен был открыть дверь в Горний мир и показать самостоятельную и интересную историю. На мой взгляд, роман вполне успешно с этим справляется.
— Есть ли какой-то отклик от аудитории на первую книгу?
— Есть. Он меньше, чем у «Крыльев нетопыря», но есть. Думаю, что это из-за неспешного начала — не все доживают до чего-то интересного и бросают. Но, кто дочитывает до конца, обычно выражают бурный восторг. Причём это прям восторг, возможно по тому, что начало ничего хорошего от книги не обещает. Может, это связано с чем-то другим — не знаю. Но статистика такова, что бросившие книгу обычно просто молчат, а дочитавшие до конца уверяют, что это было очень круто. Недавно мне сказали, что это серьёзная заявка, чтобы встать в один ряд с такими мастерами, как Толкин, Мартин, Пратчетт. Не могу судить, насколько это заявление соответствует истине, но чёрт возьми – приятно!
— Как вы думаете, почему авторы, которые пишут в юношеском возрасте, в дальнейшем оставляют это дело?
— Многим это просто надоедает. Написание чего бы то ни было — это большой труд, который требует много времени и душевных сил. Причём совсем необязательно, что этот труд потом оценит кто-то. Страх не быть оценённым, а не дай Бог, если он ещё и подтвердится какими-нибудь насмешками со стороны окружающих, — это очень серьёзное препятствие. Да и вообще, писатель в наши дни — не очень престижная профессия, если ты не Донцова или Кинг.
— Как вы думаете, почему молодежь сейчас не любит читать?
— Молодёжи сейчас, в принципе, трудно сосредоточиться на чём-то дольше, чем длится ролик из тик-тока. А чтение требует много времени и достаточно трудоёмких усилий для ума. Хотя на самом деле, иногда у меня есть подозрение, что сейчас молодёжь читает всё-таки больше, чем это было в наше время. Пусть нам — «старикам» — и не всегда нравится, что она читает.
— Можно ли от вас ждать какие-то анонсы в будущем?
— Нужно. Буквально на днях «Союз писателей» выпускает книгу «Штосс | Отец», куда вошли две небольшие повести: моя («Отец») и М.Ю. Лермонтова. Это первая книга в цикле «Классное чтение», основная мысль которого — объединить под одной обложкой классика и современника, чьи произведения были бы близки по духу. Надеюсь, скоро будут новости по поводу второй части «Крыльев нетопыря».
— Что вы можете пожелать начинающим авторам?
— Терпения. Писательство — это очень нудное занятие, нужно уметь радоваться мелочам. Побольше читать и, конечно, писать интересные истории.
Лада Меркульева
Фото из архива Павла Беляева