С 13 по 19 февраля в стенах Прокопьевского драматического театра прошла очередная театральная лаборатория «Эксперимент 123». Показ эскизов приглашённых режиссёров состоялся на минувших выходных. Суть лаборатории — в сжатых сроках и почти экстремальных условиях: за пять дней режиссёр и актёры должны подготовить к показу эскиз спектакля. Называется представленный продукт именно «эскизом», потому что после показа зрители могут проголосовать за «оставить», «доработать» или «забыть, как страшный сон».
В этом году прокопьевский ленком решил обратиться к бессмертным произведениям русских классиков и пополнить свою афишу классическими постановками. Тема лаборатории — «Классная классика». Художественным руководителем лаборатории стал ведущий театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» и фестивальный демиург Олег Лоевский.
— Идея театральной лаборатории пришла ко мне очень давно, — говорит Олег Лоевский. — Она связана с главными театральными категориями, с тренингом прежде всего. Мы не создаём продукт, это не готовый спектакль. Мне не важно, что получится или не получится. Мне важно, что артист попадает на пять дней в очень творческую атмосферу, попадает в состояние стресса, он начинает работать по-другому, не так, как на сцене, в нём раскрываются какие-то новые возможности. Это самое важное, а то, что получится, то и получится: это лаборатория, а значит – проба. Прокопьевский драматический театр одним из первых в России стал заниматься режиссёрскими лабораториями, и эта славная практика дала возможность театру встретиться с интересными режиссёрами, которые только делали первые шаги. Впоследствии они стали известными режиссёрами.
Классика не стареет. Молодые режиссёры, которым предстояло поставить эскиз в рамках «Эксперимента 123», не пытаются осовременить классические произведения, но читают и видят их несколько иначе. Первый показанный эскиз лаборатории — «Прозоровы» (по пьесе «Три сестры» А.П. Чехова).
— Владислав Ляховецкий предложил сделать эскиз на тему «Сестры Прозоровы», — рассказывает Олег Лоевский. — Он хочет сделать женские монологи из пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры» и показать судьбы этих замечательных персонажей по-новому, понять их травму, трагедию или комедию существования этих героев. Будет интересно посмотреть, как это сольется в единую историю.
В ходе эскиза зрители знакомятся с семьей, которая пришла на ток-шоу. Члены семьи по очереди высказывают свои проблемы и недовольства ведущему и зрителям. Формат эскиза предполагал взаимодействие актёров и зрителей, что время от времени и происходило.
— Я хотел поставить «Три сестры», приехал и у меня ничего не получилось с артистами, — рассказал Владислав Ляховецкий. — Ходил, думал, что делать. И тут мне знакомые говорят: «Слушай, мы тебя познакомим с семьёй, которой нужно выговориться и пусть они приходят вместо артистов».
Помимо Чехова в репертуаре нынешней лаборатории эскизы по произведениям Гоголя, Островского, Тургенева.
— Было несколько вариантов, которые мне было бы интересно поставить, — рассказывает Арина Гулимова, режиссер-постановщик эскиза «Месяц в деревне». — Когда в театре увидели фамилию писателя, все загорелись: «О, у нас в театре ещё не было Тургенева, давайте попробуем его». Я, заряженная этой энергией поняла, что нужно попробовать.
— Я отходил от темы лаборатории – «Нетрадиционное прочтение традиционной литературы». Для меня «Бесприданница», кажется, это самое традиционное из традиционного, что может быть, — поделился с нами Ярослав Жевнеров. — Мне всегда была интересна эта странная история Ларисы: что, в общем, представляет собой эта бедная девушка, имеет ли она ассоциации и параллель с нашим временем. Оказалось, что очень много всего есть, на уровне психологии. Материал очень игровой: Островский всё равно живой, не смотря на свой язык. С ним можно придумывать, находить необычную форму. Там много юмора, много смеха.
Итоги театральной лаборатории уже известны. «Оставить как есть» зрители предложили эскиз «Бесприданница» (62,22 %), доработать — эскизы «Прозоровы» (73,33 %), «Записки сумасшедшего» (64,42 %) и «Месяц в деревне» (54,67 %).
Лада Меркульева
Фото Дарьи Шабалиной