Прокопьевский драмтеатр всегда удивлял своими репертуаром. В этот раз он превзошел себя – недавно состоялась мировая премьера спектакля «Город Эн» по одноименному роману Леонида Добычина. Такую большою ответственность взял на себя режиссер Артем Устинов. Почему же раньше не находилось смельчаков?
Скажем так: Леонид Добычин – это довольно элитарный автор. Как правило, к нему либо относятся негативно, либо не относятся вовсе по причине незнания данного писателя. Его биография очень скудна и при этом окутана загадочностью. Леонид был скрытным и замкнутым человеком. Это отражается в героях его произведений. Однако «Город Эн» смог привлечь внимание таких известных авторов, как Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. По оценке первого – это роман гоголевской силы. Но критики же приняли произведение куда менее положительно. В сторону писателя прилетали такие реплики: «хилое, ненужное детище, весьма далёкое от советской почвы» и «сборник литературных трюков… которые откровенно противоположны методу социалистического реализма». И вот в разгар критики Леонид Добычин исчез, предположительно покончил жизнь самоубийством. Хотя в прощальном письме Корнею Чуковскому он пишет: «А меня не ищите — я отправляюсь в далекие края».
Спектакль показывает нам группу исследователей, которые работают над этим романом. Текст писателя, лаконичен, косноязычен, бессвязен. В нем заложено огромное количество личных исторических кодов из жизни Добычина. Так, например, исследователи не могут понять, что такое пряничная женщина, упомянутая в одной из глав, и пытаются навести справки по всем хлебобулочным изделиям того времени, но безуспешно. Они постоянно сталкиваются со сложностями в раскрытии текста и это порой их так удручает, что исследователи хотят сдаться и согласиться с критикой о бессмысленности прозы Леонида Добычина. Но благодаря изящно отработанному сценарию спектакля главная мысль текста передается и становится ясна зрителям. Главный герой – как и сам Добычин, скромный, закрытый, не по годам развитый мальчишка, который переживет взросление в трудное революционное время. Он скитается по провинциальному городу в поисках интересных занятий и собеседников. Но большинство жителей ему не пара. Поэтому мальчик начинает уходить в литературу, а именно в классику. Он не совсем понимает смыслы этих великих и сложных произведений. Так, он мечтает подружиться, как и Чичиков, с Маниловым, чтобы потом «жить вместе и вдвоем заниматься науками». Хотя главный герой Гоголя имеет куда более меркантильные цели. Но все же персонажу Добычина удается подружиться в реальном мире с тем самым сыном маминой подруги. Он даже придается первой влюбленности и при всем этом не перестает задаваться философскими вопросами: «Согласится ли бог посадить кого-нибудь в ад, если будут хорошенько молиться об этом?». Но всему приходит конец. Он пришел и счастливому детству героя. Проходят года, близкие ему люди разъезжаются по разным городам, и непонятно, будут ли они помнить главного героя так, как помнит их он? Также начинаются подростковые ссоры с матерью. Молодой человек старается избегать оставаться с ней. При том, что, как говорит мать, она живет лишь для сына. Тогда одиночество начинает поглощать главного героя: «Как демон из книги «М. Лермонтов», я был – один. Горько было мне это». Повзрослев, он начинает понимать ту самую сложную русскую классику. Теперь юноша хочет встретиться с Мышкиным или Алексеем Карамазовым. Периодически главный герой скучает по бывшему другу и возлюбленной, но они уже далеко.
Спектакль обладает особенной камерной и ламповой обстановкой. Необычное расположение декораций заставляет взглянуть на актеров под другим углом. Персонажи здесь ходят по столам, снимают видео, поют песни, а иногда и вовсе – встают и уходят. Все это помогает передавать атмосферу каждого конкретного действия спектакля. Зрители, словно на американских горках, с большой скоростью переходят от смеха до слез, сочувствуя персонажам. В конце же главный герой растворяется словах и буквах под шум моря, который намекает одну из версий о самоубийстве Добычина, а именно о утоплении в его любимой реке – Неве…
Наталья Дука