Изменять классику – искусство или кощунство?

Дворянин в штанах с пайетками и с голой грудью далеко не часто встречался в обществе семнадцатого века. Зато на сцене Прокопьевского драматического театра такой персонаж лихо бегал за женщинами и убегал от проблем во время спектакля «Дон Жуан». Режиссёр Эдуард Шахов и работники театра осовременили произведение яркими костюмами, сумбурными декорациями и ещё многими деталями. Изменения открывают новые смыслы, сдвигают акценты и обращают внимание на современные реалии через старые труды мыслителей. Но особо щепетильные любители классики негодуют, видя, как коверкают любимые произведения.

Прародитель «вечного образа» дона Жуана существовал в реальности в четырнадцатом веке. Уверенный и распутный испанец любил женщин и презирал моральные устои общества. Позже авторы писали произведения, где этого героя неизменно настигала кара. Жан-Батист Мольер в комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» сделал дона французом.

Спорить с идеей Мольера сложно. Дон Жуан не верит ни во что кроме того, что «дважды два — четыре, а дважды четыре – восемь». Он с почти детской непосредственностью губит чужие жизни. Родной отец для него помеха. В душе он пуст и заполняет сердце очередными интригами с обречёнными на несчастье женщинами. При этом есть в этом гуляке и хорошие черты. Он находит красоту и в дворянке, и в простушке-крестьянке. Дон Жуан влезает в драку, видя несправедливость. Нищий получает от него монету. Однако порочного в этом человеке больше. Когда ему дают возможность измениться, когда небо даёт ему знаки, дон Жуан либо врёт, что исправится, либо смеётся. Поэтому он погибает.

В этот раз больше размышлений у меня вызвала именно постановка.

Повествование отличается от обычного. Дон Жуан приветствует зрителей пафосной речью и самоиронично её таковой и называет. Герои проговаривают некоторые ремарки. Декорации условны: мы либо сами представляем обстановку, либо видим какую-нибудь лошадку на палке. Всё это делает комедию смешнее и понижает градус серьёзности.

Слуга дона Жуана носит пиджачок с галстуком, прямо как современный офисный работник или депутат. Дон Жуан щеголяет блестящими штанами и расписной жилеткой, что подчёркивает его развязность и дерзость.

Музыкальное сопровождение тоже никакой не Вивальди и не Бах, а современная музыка. Была даже советская «Крейсер Аврора».

Стилевой винегрет – это отличительная черта постмодерна. Всё это выглядит забавно, но в то же время несёт определённую смысловую нагрузку. Нам не читают наставлений, как с серьёзным лицом грозят пальцем родители непослушным детям. Наоборот, всё воспринимается легко и шутя, хоть и высмеиваются пороки общества.

Единственное, что мне показалось странным, это тема свободы. «Под небом мы имеем в виду некую тоталитарную сущность. Борьба с тоталитаризмом, с тоталитарным мышлением. О свободе,» — говорит про спектакль режиссёр интервьюеру десятого канала.

Действительно, небо со своими речами обращалось к дону в официозном стиле, в конце добавило «товарищ». Видимо, тут подразумевалась тоталитарная советская власть. Статуя, принесшая гибель дону, это аллюзия на Сталина.

Небо предрекало судьбу дона Жуана и вполне справедливо, ведь идущий по неправильной дороге герой всегда погибает. Но если небо – это тоталитаризм, с которым постановка борется, то получается, что наоборот, дон Жуан прав. Значит, дон Жуан должен жить, но тоталитарный режим всё испортил. Но я не думаю, что кто-то бы стал оправдывать дона. И в чём тогда свобода? В том, что каждый ничтожный развратник имеет право быть развратником?

Я, наверное, неискушенный зритель, поэтому до конца понять мысль режиссёра мне не удалось. Или проблемы дона Жуана и тоталитаризма существуют в этом спектакле раздельно.

А вообще мне понравилось. Особенно понравился голос актёра, игравшего дона Жуана. Было много весёлых и остроумных сцен.

Как в своё время авторы-классики бросали вызов провокационными произведениями, так и сейчас авторы и режиссёры не боятся пробовать новое. Классика не монолит, в котором и строчки нельзя поменять. Как блестящий на солнце холодный ручей, она постоянно движется и освежается новыми поколениями творческих людей.

Алёна Глушкова

Фото из архива театра

Дата: 24.03.2021 15:44 Рубрики: Нырнем в искусство?

Похожие публикации