В ноябре Дворцу детского творчества исполнилось 65 лет. За время его существования действовало около 80 творческих объединений, многие из которых продолжают свою работу и сейчас. Одно из объединений Дворца существует с 1998 года. Речь идет о необычном театре — ростовых игрушек.
Театр ростовых кукол «Страна Игрундия» — это сказочный мир, в который может окунуться каждый. Игрундии недавно исполнилось восемнадцать лет. А до начала его существования во Дворце творчества работали два отдельных кружка: мастерская «Игрушка» (руководитель Любовь Николаевна Болотова) и «Художественная вышивка» (под руководством Валентины Александровны Михеенко). В 1998 году они объединились и начали шить ростовых кукол для шоу.
За годы работы этого объединения было создано семнадцать кукол, в тринадцати из которых выступают и по сей день. В годы когда Дворец творчества являлся стажерской площадкой, люди, приезжавшие на мастер-классы, начали интересоваться театром, его историей, куклами. Позже из Кемерово стали поступать предложения о покупке костюмов, на что объединение отреагировало положительно. Последняя кукла была продана в 2008 году. С каждой из них было нелегко прощаться, ведь все имеют свою собственную историю, характер, стиль. Например, кукле по имени Шлёпа на сцене доставались роли толстого добрячка или глупого лесного жителя. Разумеется, привыкнув к ней, детям было сложно отпустить ее в другой город.
Годы летят, дети, с которыми все начиналось, ушли во взрослую жизнь, но пришли новые ребята, ценящие и гордящиеся историй театра. В объединении дети много работают руками: шьют, вяжут, рисуют, вышивают, занимаются бумагопластикой и другими видами рукоделия. Конечно же, достигают творческих успехов, участвуют в городских и областных конкурсах. А еще они изучают актерское мастерство, преподает которое Наталья Александровна Максимова. И это, наверное, самое сложное, ведь в куклах во весь рост, а то и выше, не так уж и легко выступать. Нужно учиться определенным навыкам, чтобы чувствовать себя уверенно на сцене.
Играть в кукле — тяжело. Большой проблемой, например, становится ограниченный кругозор. Выступающий видит только то, что находится спереди от него: ни правее, ни левее он не видит. С этим приходится выступать, опираясь только на музыку. Сложно, но куда денешься. А еще внутри костюма очень жарко. Находясь в нем всего пять минут, без активных телодвижений, вы будете чувствовать себя не очень хорошо. А с надетой головой и прыгая по сцене и вовсе трудно дышать. Связано это с тем, что все игрушки сделаны из поролона, которым набивают мебель и мягкие игрушки.
Движения здесь тоже становятся сложными: то, что вы делаете в жизни легко и непринужденно, в игрушке придется делать шире, больше и массивней, иначе с зрительского зала не будет видно ничего, кроме ярких пятен на сцене. А в некоторых куклах и вовсе невозможно поднять ногу или руку. Использование мимики вообще теряет тут смысл: нужно выражать характер и роль героя движениями под музыку, которую театр, кстати, тоже делает сам.
Впрочем, процесс создания игрушек и последующих выступлений в них — увлекателен и интересен. Ну а если вы с детства мечтали выступать на сцене, но очень боялись выйти на публику, покрываясь в таких ситуациях пурпуром — то вам прямая дорога в это творческое игрушечное королевство.
Наталья Дука,
учащаяся 7 класса школы №2
Фото из архива
творческого объединения