Искусство или вандализм?

Недавно на одном из публичных сайтов была размещена новость о том, что власти хотят увеличить штрафы за граффити в пять раз. В нашей редакции разгорелся спор: граффити – это вандализм или искусство?

Начнём с определения понятия «граффити». Оно возникло ещё в античном мире и обозначало «что-то выцарапанное на стене». Граффити делали в древней Греции и Риме с целью рекламы нелегальных услуг, в России в XI веке это были подписи мастеров на своих изделиях. Если рассматривать граффити с этой точки зрения, то можно сказать, что иероглифы на стенах пирамид есть не что иное, как граффити.

Шло время, мир менялся, произошёл научно-технический прогресс, и о граффити, как о настенной живописи заговорили впервые в первой четверти XX века. Это был протест устоявшимся традициям. Например, в России в 1918 году Маяковский, Малевич и Бурлюк призывали, чтобы все искусство (литература, живопись, строки песен) вышло из привычных для нас рамок аудиторий, музеев, галерей и нашло себе место на улицах. Это было первое явление, когда настенная живопись носила мирный характер в отличие от многих других западных стран.

Оформление здания театра Зимина в Москве к 7 ноября 1918.
Источник фото: http://pereplet.sai.msu.ru/volozhin/1004.html

Вторая волна появления современного вида граффити началась в 60-е годы XX века во время «гонки вооружений» между США и СССР, в период, когда возрос патриотизм среди молодёжи. Начиная с 70-х годов граффити стало способом самовыражения, появилось выражение «райтер» («уличный художник»). Среди этих художников появился свой собственный Устав, состоящий из десяти пунктов.

1. Необходимо всегда придерживаться норм, принятых в обществе.

2. Помнить о коллективе, если приходится работать в команде.

3. Нельзя писать на памятниках культуры, на домах, представляющих культурную ценность, а также на мемориальных стенах и надгробиях.

4. Нельзя навязывать людям собственные художественные пристрастия, в частности, писать на стенах жилых домов и машинах.

5. После завершения работы следует за собой убрать.

6. Нужно постоянно развиваться, повышая уровень своей культуры.

7. Райтер должен всегда помнить о чести и любить то, чем занимается.

8. Нельзя писать на чужих работах и именах других райтеров.

9. Нельзя портить чужие работы.

10. Призвание райтера — украсить серый мир.

Анализируя граффити современных дней, можно заметить, что далеко не все придерживаются этого Устава.

Сейчас граффити распространено настолько, что не существует страны, которая бы не имела свой музей граффити. Где-то это музеи под открытым небом, как в Майами, а где-то закрытые музеи, как в Петербурге, где есть музей стрит-арта (уличного искусства). В столице Германии почти каждое здание – это полотно уличного художника.

На настоящий момент граффити настолько популярно, что к знаменитым уличным художникам многие обращаются для того, чтобы украсить крыши, стены и арки домов, машины, и так далее. Одним из таких художников является Pokras Lampas. Его работы отличаются тем, что он рисует каллиграфией, их можно найти, например, в Екатеринбурге. Однажды разгорелся скандал из-за стрит-арта в виде креста, потому что он задевал чувства верующих. Автор граффити спокойно воспринял критику и переделал рисунок.

Для того чтобы граффити были со смыслом, а не просто набором тегов, с уличными художниками проводят социальные работы для сглаживания социального противоречия и с помощью их работ облагородить территорию. Например, проводятся фестивали граффити, или ученики художественных школ разукрашивают плиты на улицах и фасады зданий.

Власти Москвы выпустили законопроект «О легализации уличного искусства». Этим законом они хотели предотвратить распространения вандализма, потому что следует отличать настоящее граффити и стрит-арты от рекламы частных фирм. В Санкт-Петербурге 7 ноября уже разрешили размещать настенную живопись на трансформаторных будках. А в Новокузнецке в 2018 году была объявлена неделя уличного искусства – конкурс среди мировых граффитистов. Победители конкурса раскрашивали арки по проспектам Металлургов и Курако.

Большинство людей склоняется к тому, что граффити – это искусство. Наша редакция решила провести социальный опрос среди старшеклассников и просто случайных жителей Прокопьевска. Результат показал, что из всех опрошенных 43% считают граффити искусством, 37% — способом самовыражения и 20% вандализмом.

Граффити, как и любой другой вид искусства, имеет свою историю. Его можно поделить на стили, потому что каждый райтер имеет право придумать свой собственный стиль рисовки и тег (имя автора граффити или его псевдоним). Сам по себе тег – это элемент стиля под названием Теггинг. Это самый распространённый стиль и первоначальный. Если говорить о граффитистах Прокопьевска, то, к примеру, четыре больших буквы «КБЛК» — это ни что иное, как тег никому не известного местного уличного художника.

Второй, не менее популярный стиль – это бомбинг. Этот стиль отличается тем, что он всегда делается на «скорую руку». Этот уникальный стиль зародился в 70-80-х годах прошлого столетия во время возникновения реп-индустрии, а его название происходит от слова «бомбить».

Райтеры «бомбили публичные места: вагоны поездов, машины, гаражи. Есть и другие, совсем непохожие друг на друга стили — «Lettering», «Scratching», Clean advertising, Throw-Up, Old school, Bubble letters и другие.

Граффити способно раскрыть все недостатки общества современности, а личности большинства хороших художников до сих не раскрыты. К ним не относятся художники Берлина, рисующие символы анархии повсюду.

Если считать граффити искусством, то стоит различать границы между мирными картинами и протестантскими символиками. Обращайте внимание на художников, которые, не требуя славы, способны раскрыть все социальные противоречия в обществе.

Екатерина Горшкова

Фото автора