Летать, чтобы есть или есть, чтобы летать?

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Книга, которая стала настоящим триумфом для ее автора в 70-е годы. Она меняет мировоззрение людей и отвечает на одни из самых главных вопросов жизни: ради чего жить, стоит ли пытаться, что есть свобода? У многих любителей литературы эта повесть-притча в числе первых прочитанных книг, так как написана простым языком, что делает произведение доступным для чтения детям. А познакомившись однажды с Джонатаном Ливингстоном забыть его уже невозможно.

В этой работе читатель видит захватывающее, лаконичное и даже профессиональное описание полетов чайки. Это удается Ричарду Баху легко, ведь он пилот и в сумме уже около восьмидесяти лет изучает искусство полета. Изучив биографию писателя, можно назвать его прототипом Джонатана Ливингстона. Оба любят свободу и летать. Летать быстрее всех. Но, к сожалению, не всем дано понять такую цель. В момент выпуска книги церковные власти США остались недовольны притчей, усмотрев в ней «грех гордыни». В Китае же Джонатана провозгласили врагом народа. Тем не менее, это не помешало книге стать бестселлером с тиражом свыше миллиона экземпляров.

Сразу разъясню вполне очевидную и самую важную деталь. Чайка – это аллегория, которая подразумевает под собой человека. Соответственно, вся их стая – наше общество.

В притче Бах делит людей на два типа: обычных и необычных; на тех, кто летает, чтобы есть и на тех, кто ест, чтобы летать. В первом случае чайки не летают далеко, вся их жизнь заключается в том, чтобы поесть и поспать.

«Большинство чаек не утруждают себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться – этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда».

Знакомо ведь? Люди ненавидят свою работу, не пытаются развиваться в своем деле. Им хватает того минимума, что они делают и той зарплаты, что получают. Они годами боятся решиться на «вылет дальше берега», попробовать что-то новое. А ко второму типу принадлежит наш главный герой. Он не может жить в границах, которые придумала стая. Джонатан верит, что тот предел скорости полета, который придуман стаей, можно легко преодолеть. Нужно просто приложить больше усилий, нужно тренироваться, нужно падать и подниматься. Ему больше неинтересны обычные занятия и развлечения чаек, он хочет бороться с самим собой. Конечно же, приложив столько усилий, персонаж добивается своего и даже большего, чем ожидал. О чем он думает, сделав такое огромное достижение? Какой он молодец? Или что он лучше всех? Нет, Джонатан стремится рассказать все секреты преодоления грани обычной скорости остальным чайкам, показать им, что жизнь может быть богаче и интереснее. «Ведь если прежде вся она проходила в унылой суете: берег – судно – берег, – то сейчас в ней появится смысл! У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам надо осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать!». Но по возвращению его изгоняют. В сторону Джонатана летят такие слова как «безответственность» и «неблагодарность». Как он посмел постигнуть смысл жизни? Мы его накажем, чтобы осознал свою ничтожность.

Так происходит и в жизни человека. В психологии это называется эффект «ведра с крабами». Если поместить одного краба в ведро, то он легко оттуда выберется. Но добавив туда еще парочку, мы создадим ловушку. Как только один предпринимает попытку «побега» и достигает границы ведра, остальные цепляются за него и затягивают обратно. Самое страшное, что часто самые близкие люди становятся «крабами». Какой подросток не слышал от взрослых такие фразы как: «Это все твой юношеский максимализм», «У тебя ничего не получится», «Даже не мечтай». Подсознательно главный герой Баха понимает это, потому всегда тренируется один и с каждым днем все больше отдаляется от стаи. Как итог – становится изгоем. Так выходит даже лучше: пусть он и один, но не «в ведре». Позже Джонатан попадает на небеса и наконец-то понимает ту истину, зачатки которой уже были в нем, смысл жизни – достигнуть совершенства и помочь с этим другим.

Попав практически в рай, в общество чаек-единомышленников, он мог остаться там и заниматься любимым делом. Но тут раскрывается еще один добродетель Джонатана – несмотря на то, как с ним поступила родная стая, он забывает обиды и хочет вернуться туда, чтобы дать еще один шанс на преодоление себя нуждающимся. Главный герой нарушает закон для изгнанников, ведь он теперь свободный от всех этих правил и стереотипов. Так Джонатан достиг совершенства. Он оставляет миру своих учеников и растворяется в небе.

Эта книга должна быть той, которую перечитывают. Люди часто теряют мотивацию, смысл, силы. Но прожив историю Джонатана Ливингстона снова, вера в себя возвращается. Ричард Бах заложил в ней необходимые, а главное — правильные принципы индивидуализма. Здесь соблюдена тонкая грань между нигилизмом и саморазвитием, между эгоизмом и самопознанием. Писатель не показывает мир через «розовые очки», где мечта всегда сбывается. Наоборот, мы видим, каких жертв и усилий стоит познание истины. А ответить на главный вопрос произведения: «Летать, чтобы есть или есть, чтобы летать?», должен каждый читатель сам для себя.

Наталья Дука

Дата: 29.09.2020 09:36 Рубрики: Нырнем в искусство?, Разное

Похожие публикации