В этом году Прокопьевский драматический театр работает в усиленном режиме, что не может не радовать зрителя. 13-го марта, спустя всего месяц после последней премьеры, был показан новый спектакль — «Замыкание».
История этого спектакля началась в январе на театральной лаборатории «Эксперимент 123». Тогда он был ещё только эскизом. Режиссёром стал Александр Созонов, чьи постановки неоднократно становились лауреатами фестивалей общероссийского уровня. А в этом году режиссер был номинирован на известную театральную премию «Золотая маска» за спектакль «Гроза», который был поставлен в Южно-Сахалинске. На лаборатории новая работа вызвала противоречивую реакцию зрителя: одним постановка показалась слишком вызывающей, в частности из-за присутствия нецензурной лексики и совсем недетской при возрастном цензе 12+, другие же называли спектакль шедевром, говоря, что его должны смотреть целыми семьями. Равнодушных в зале не осталось, и, конечно же, было принято решение дорастить его до полноценного спектакля. Так, «Замыкание» было поставлено всего за две недели, хотя обычно на это могут уходить месяцы.
Автором пьесы является молодой драматург Мария Малухина. Это история о тринадцатилетнем мальчике, у которого есть определённый недуг – заикание. Из-за него подросток предпочитает всё время молчать, а его родители, занятые решением личных проблем, даже не замечают, что ничего не знают о своём сыне. Они ежедневно автоматически «вкидывают» такие фразы, как: «Ты уроки сделал?» или «Иди обедать», думая, что именно так общаются родители с детьми. Но они даже не представляют, что творится в голове и в жизни подростка, которого травят в школе, которого не слышат родители, который ненавидит сам себя.
Так, изо дня в день мальчик вынужден крутиться в водовороте собственных проблем, переживаний и страхов. Единственное, что он может – это вести внутренний монолог. Ведь только в собственных мыслях ему удаётся «говорить» свободно, не заикаясь, а всё остальное время лучше молчать.
Чем же так заняты родители, что не замечают ничего странного в поведении своего сына? Мама – пытается быть независимой от мужа и по совету подруги начинает свой «бизнес» в Instagram. Папа – всё свободное от работы время уделяет не семье, а молодой девушке, обеспечивая её жильём, дорогими подарками и удовлетворяя все её прихоти. А бабушка, хотя и занимается воспитанием внука, делает это вовсе не для его блага и даже не спрашивает его мнения. Одним словом – каждый думает только о себе и своём комфорте, забывая о ребёнке.
Помимо этого, спектакль затрагивает проблему «отцов и детей». Ведь взрослые, насколько бы мудрыми и опытными они ни были, часто не понимают подростков и их проблемы. Да и подросткам далеко не всегда удаётся понять взрослых. Так и в этой семье, родители, конечно, попытались решить проблему сына и даже сходили на приём к семейному психологу, но дальше попыток дело не зашло.
Все эти проблемы не только вечные, но и знакомые абсолютно каждому человеку. Каждый из нас обязательно сталкивался с ними в жизни. К сожалению, пример такой семьи совершенно типичен в современных реалиях. Ранний студенческий брак, ссоры, непонимание, равнодушие и разводы – далеко не редкость в большинстве семей. Именно поэтому так важно и актуально говорить об этом и обличать эти проблемы.
Во время просмотра многим зрителям не удалось сдержать своих эмоций, и это не удивительно. Остаться равнодушным и не сопереживать героям было просто невозможно. На ставшем уже традиционном обсуждении после спектакля, зрители не упустили возможности отметить прекрасную актёрскую игру и мастерство режиссёра, а также порассуждали на тему того, кому стоит посмотреть этот спектакль. Кто-то, несмотря на ненормативную лексику и довольно жестокие сцены, посчитал необходимым показать его своим детям. А кто-то и вовсе, что посмотреть стоит всей семье, но по-отдельности. Но всё же, это дело каждого.
Наталья Дука, Валерия Гарифулина