Выход с зимних праздников в прокопьевском театре отметили лабораторией, посвящённой подросткам города: для них читали реп, пели песни Алёны Швец и даже погружали зрителей в атмосферу английского кладбища. Для привлечения молодёжи все средства хороши, особенно в исполнении профессионалов своего дела.
Лаборатория «Эксперимент 123» — традиционное событие в прокопьевском драматическом театре, в рамках которого режиссёры и актёры за рекордно короткий срок ставят эскизы спектаклей, а зрители могут при помощи голосования решить, стоит ли оставить произведение в репертуаре театра. Тема лаборатории этого года — «Опасный возраст», и проходила она с 17го по 23е января.
Первым представил свой эскиз “Рыба и шоколад” публике Дмитрий Лимбос. Это история о двух подростках, которые влюбляются друг в друга с первого взгляда, но, как и известные Ромео и Джульетта, наши герои не могут быть вместе. Она — ученица балетного училища, он заканчивает школу для трудных подростков. Герои так же несовместимы, как рыба и шоколад. И всё же, у этой любви есть право на существование.
Дмитрий говорит об “Опасном возрасте” так:
— Речь не о зумерах как об опасном поколении. Сейчас есть мнение, что подростки другие, не такие, как мы. На самом деле, это не так. Когда мы были подростками, о нас тоже говорили, что мы другое поколение. Но ничего, мы выросли и стали членами общества. В этом и вся загвоздка: все когда-то были подростками, все через этот возраст прошли, и в принципе всё это повторяется, всё это было и в нас, просто не все это помнят.
Большая часть зрителей (98%) поддержали эскиз и проголосовали за то, чтобы он остался в репертуаре театра.
Следующий эскиз “Делай всё что хочешь, пока я тебя люблю” представил режиссёр Мурат Абулкатинов. Монолог девушки, стоящей на крыше, — вот, что лежит в основе этого эскиза, созданного на основе пьесы Светланы Баженовой “Это я тебе ухо откусила”. Во время обсуждения стало понятно, что большая часть подростков в зале в слезах, им было трудно сказать слова благодарности режиссёру. Кажется, именно такой эффект должно вызывать искусство. По крайней мере, рекордные для этой лаборатории 72% зрителей считают, что этот спектакль даже дорабатывать не нужно — он уже достаточно хорош, чтобы остаться в репертуаре театра без изменений.
Возможно, секрет такого успеха раскроет такое высказывание режиссёра:
— Я за то, чтобы не было никаких козырей. Козырь один для всех возрастов — это честность и искренность. Когда ты пытаешься честно, без назидательности разобраться в их проблемах, вникнуть в них, и попытаться для себя решить какие-то вопросы. Когда ты честно этим занимаешься, это ощущается и чувствуется. Для меня театр в искренности, чтобы это было сделано тобой, и тебя это самого трогало и волновало.
Кажется, что Мурату удалось прожить историю его героини, ведь он смог вызвать эмоции у зрителей.
На следующий день публике свой флекс в одном действии представил Дмитрий Турков с эскизом по новому переводу романа Джерома Сэлинджера “Ловец на хлебном поле”, который в советском переводе звучит как “Над пропастью во ржи”. Дмитрий говорил о том, что перевод Риты Райт-Ковалёвой сглаживал углы, которые у автора были заострены специально. Возможно, именно это было причиной того, что советские читатели не понимали, за что же несколько лет был запрещён роман Сэлинджера в США. По мнению режиссёра, новый перевод ближе к нашему времени.
Зрители задумку оценили, но 50% из них считают, что спектакль нуждается в доработке.
Завершил лабораторию эскиз “История с кладбищем” Тимура Кулова, который работал над спектаклем рекордные три дня (против пяти у других режиссёров лаборатории). Это история мальчика по имени Никто Оуэнс, которого после убийства его родителей принимает на воспитание семья призраков со старого кладбища. Интересный факт: Нил Гейман, автор “Истории с кладбищем”, так же написал бестселлер “Коралина”. Кроме того, это единственный в этой лаборатории эскиз, в котором главную роль исполнял подросток, студент третьего курса колледжа искусств.
Тимур Кулов говорил о том, что подростки — не совсем его тема, он практически первый раз с ним сталкивается.
— Мой эскиз даже не о подростках, а о взрослых глазами подростка, и как он это проживает внутри себя. Это о людях с их болями, какими-то несовершенствами. Конечно, всё это отражается на ребятах, главных героях истории. Мы акцентируем внимание только на восприятии жизни одного молодого парня, как он воспринимает жизнь, через что? Через комиксы? Через Марвел? Как он переживает через этих супергероев боль своей жизни?
Для начала взаимодействия с подростками у режиссёра очень хороший результат — 65% зрителей считают, что его спектакль не нуждается в доработке и должен остаться в репертуаре театра.
Директор театра Людмила Купцова говорит:
— Мы хотим, чтобы именно подростки сформировали репертуар театра, проголосовали за те спектакли, которые они хотели бы видеть. Это очень интересный срез. Как правило у нас считают, что молодёжь может сидеть в “Чайке”. Я хочу её оттуда забрать, пусть она сидит в театре. Пусть она сидит, играет в своих гаджетах, сидит в баре, слушает музыку, и вдруг они на какой-то спектакль случайно попадут, и вдруг им это понравится. И они скажут: “О, а в театре-то ещё можно и спектакли смотреть”.
На самом деле, интересно узнать, будут ли подростки чаще ходить в театр, когда один из эскизов лаборатории будет доработан и попадёт в основной репертуар. Как бы то ни было, в рамках этой лаборатории они уже прикоснулись к созданию будущего театра — в залах действительно было много юношей и девушек, а значит, будущие спектакли будут затрагивать души их ровесников, тех ребят, которые не смогли прийти в этот раз. До новых встреч в театре, подростки города!
Виктория Баллер
Фото Ильи Комарских