Покоряя новые вершины

Светлана Альбертовна прошла длинный путь от руководителя эколого-биологического кружка до директора большого Центра дополнительного образования детей. Она знает сложный механизм дополнительного образования изнутри. Под её руководством каждая его деталь работает без перебоев. Чтобы узнать о жизни образовательного учреждения и истории успеха его руководителя, мы пообщались со Светланой Альбертовной Матвеевой, директором центра дополнительного образования детей, который 22 апреля отметит свое 25-летие.

– Вы занимались в ЦДО в детстве?
–Да. У нас даже сейчас работают два педагога, у которых я училась. С двенадцати до пятнадцати лет я здесь три года занималась хореографией. А преподаватель пришёл только после института культуры, и работает до сих пор. Владимир Викторович Кошкин сейчас хореограф у дошколят в десятом микрорайоне. А второй педагог работает у нас в эколого-биологическом отделе.

– Что повлияло на выбор педагогики как жизненного пути?
– Нравилась эта профессия. До сих пор нравится. Я ещё буквально десять лет назад была учителем. Параллельно работала и здесь, и в 32ой школе. Преподавательство – это занятие для души.

– Какой путь вы прошли, прежде чем возглавили Центр дополнительного образования?
– Я после университета сразу пришла работать сюда, в маленькую организацию внутри здания нынешнего ЦДО, руководила кружком эколого-биологической станции. Затем объединилось несколько учреждений в один большой Центр дополнительного образования, и какое-то время я проработала методистом. Дальше стала заместителем директора по учебно-воспитательной работе и отработала десять лет. После этого уже пять лет я работаю директором. Поскольку я прошла путь от педагога до руководителя, я знаю все эти ступени изнутри. Это значительно помогает, потому что я понимаю каждого человека. Я была на его месте, поэтому мне руководить проще.

– Что или кто создаёт атмосферу коллектива?
– У нас работают только творческие люди. А в творческом коллективе атмосферу делает коллектив.

– Почему вы остались работать в ЦДО, а не в школе?
– Я шла и не понимала на самом деле, куда иду работать, поэтому какое-то время совмещала работу здесь и в школе. Это два таких разных направления. В дополнительном образовании больше возможности заниматься творчеством, любимым делом и детям, и взрослым. Это что-то совсем другое и более интересное. Здесь ты занимаешься тем, что нравится, поэтому отдаёшься этому всецело.
Несколько лет назад был такой случай. У нас работал педагог-техник, занимался с мальчишками. Они конструировали автомобили. Я была тогда заместитель директора. Однажды звонят из детской комнаты милиции и спрашивают: «Есть ли у вас такой-то ребёнок в списке учащихся и ходит ли на занятия?». Я говорю: «Да, не просто ходит, он и сейчас здесь и каждый день». Мне отвечают, что в школу он не ходит где-то неделю, потеряли его. В семье трудности. А вот этот мальчик у нас сидит. Здесь ему интересно, здесь его обогреют. А в школу вот не ходит.

– Почему родители отдают сюда своих детей?
– Разные причины. Кто-то близко живёт. Кто-то идёт на педагога. Какие-то люди ищут подходящее место и находят ЦДО. И придя однажды, понимают, что только здесь ребёнок добьётся желаемой цели в жизни и творчестве.
Здесь дети получают знания, которые не получить в других местах. Например, журналистика, я даже не знаю, где её ещё найдёшь поблизости. Есть и те направления, которые преподаются много где, например, школа раннего развития. Но идут именно к нам, потому что мы даём качественные знания. И это подтверждается детьми, которые идут в первый класс. Мы отслеживаем их результаты в первые месяцы учёбы в школе.

– Насколько важно дополнительное образование в жизни ребёнка?
– Большую часть жизни ребёнок проводит в школе. Но всё равно остаётся время на что-то для души. Важно иметь дополнительное увлечение.Здесь ребята находят друзей, которых не встретят в школе. Придя сюда, ты вдруг найдёшь родственную душу, ведь у вас общий интерес.
Мы даём предпосылки для ранней профориентации. Часто дети в глубине души знают, чего хотят, но им не хватает знаний о профессии. Тут ты разбираешься в деле, примеряешь профессию на себя и понимаешь, твоё это или нет.
А еще нужно ввести ребёнка в социум… Навыки общения приобретаются с опытом, и дополнительное образование помогает в этом. Благодаря кружкам расширяется кругозор. Не все родители это понимают. Казалось бы, если ребёнок просится учиться играть на гитаре, почему бы не разрешить? Но некоторые родители говорят: «Сиди учи уроки». Понятно, что и учиться нужно. Однако если ты чем-то очень хочешь дополнительно заниматься, то и уроки будешь учить, потому что хочешь, чтобы мама пустила в кружок.

– В каком направлении движется Центр сегодня?
– Стараемся стать не просто досугом, где можно скоротать время. Мы теперь больше даём основательные знания во многих областях. Направляем детей в их будущую профессию. Ученики участвуют всероссийских и мировых чемпионатах. Мы уже третий год подряд становимся участниками чемпионата Ворлдскиллс (чемпионат мира по рабочим профессиям).
И все равно ЦДО остаётся местом для души. Я же могу танцевать и десять лет, но потом не стать участником никакого всероссийского танцевального коллектива. Зато на всю жизнь останется форма, которую человек держит на протяжении долгих лет. После учёбы у нас человек, даже если не стал танцором, держит спину ровно и стоит прямо и уверенно.

– С какими трудностями сталкивается учреждение?
– Во-первых, нужно держать планку. Однажды добившись успехов, мы теперь должны этот уровень держать и повышать. Это сложно, нужно постоянно искать что-то новое. Педагоги коллектива и руководители должны непрерывно обучаться и совершенствоваться. Во-вторых, большая конкуренция. Сейчас каждый желающий заработать деньги может открыть школу танцев, робототехники или рисования. Школ много, но качество есть не везде. Мы справляемся с конкуренцией, ведь у нас есть багаж опыта, мы профессионалы. Но это тоже сложности, потому что мы бы хотели, чтобы нас выбирали. Поэтому локтями пробиваемся.

– Как дальше будет развиваться Центр?
– У нас очень много планов и перспектив. Четыре года назад у нас появился лагерь «Олимпиец». С ним связано много планов. В будущем учебном году откроем центр профориентации для детей: от дошкольников до старшеклассников. Открываем новые направления кружковой работы. Криминалистика, например, будет готовить детей для работы в силовых структурах. Мы стремимся быть интересными для детей и родителей.

– Что в должности директора вам больше всего нравится?
– Привносить новое, идти в ногу со временем и развиваться. Изменение времени как никогда сейчас понятно для меня. Всё изменяется с такой быстротой, что внедрять новое очень интересно. Я одна из тех, кто помогает это сделать в нашем учреждении.

– Какие главные составляющие вашего успеха?
– Неравнодушие и обязательность – то, что помогает мне двигаться вперёд.

Алена Глушкова,
Дмитрий Гордеев (фото)

Дата: 21.04.2021 15:11 Рубрики: Знакомьтесь: человек

Похожие публикации