Эксперимент с неизвестным

Лаборатория «Эксперимент 123» проходит в прокопьевском драматическом театре уже несколько лет подряд. Этот год не стал исключением, несмотря на эпидемию. 20 и 21 января состоялись показы долгожданных эскизов. Куратором стал известный театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ, один из крупнейших исследователей современного театрального процесса в России Павел Руднев.

Суть проекта заключается в том, чтобы молодые режиссёры всего за пять дней поставили наброски спектаклей. В их распоряжении актёры, декорации и сцена. Раньше темой «Лаборатории» была современная драматургия, в этом году — «Неизвестная классика известных классиков». Режиссёры приехали к нам из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. Но при этом никто не чувствовал себя здесь, как в ссылке. После каждого просмотра проходило обсуждение работы, где высказывались как обычные зрители, так и театральные критики. А еще зрители голосовали за дальнейшую судьбу эскиза: «оставить как есть», «доработать», «забыть, как страшный сон».

Открыл череду показов эскиз по пьесе Всеволода Вишневского «Оптимистическая трагедия» режиссёра Степана Пектеева (г. Санкт-Петербург). В советское время она была обязательной к просмотру и чтению. Это история о военном корабле, на котором находятся множество матросов-анархистов. К ним посылают комиссара, чтобы переформировать морской отряд в Первый матросский полк. Проблема лишь в том, что комиссар – женщина, которой предстоит завоевать уважение суровых моряков, изголодавшихся по женскому вниманию. Роли были распределены необычно – всех мужских персонажей играли девушки.

— Это один их тех текстов, который породил советский миф о героической комиссарше, которая жертвовала собой во имя идеи, во имя партии, — говорит Степан Пектеев.

В итоге 65 % зрителей решили, что эскиз нужно доработать.

На очереди любимая книга Иосифа Бродского – «Город Эн» Леонида Добычина. Ставил эскиз по произведению Артём Устинов из Самары. Это история взросления мальчика, который живёт в вымышленном провинциальном городе Эн. На его формирование как личности влияют важные исторические события 20-го века. Язык писателя отличается своей лаконичностью, сухостью и отрывистостью.

– У нас в Самаре есть микрообщетство любителей Добычина, который состоит из одного человека — Валерия Бондаренко. Умнейший человек в городе, киновед, литературовед, он Добычина обожает. Я его послушал и это меня натолкнуло. Конечно, брать этого писателя на лабораторию — небольшое самоубийство. Первые два дня было ощущение, что невозможно что-то с этим сделать. Я с огромным трудом его прочитал. Несколько раз забрасывал и гас в этом. Только заставив себя до конца отсидеть весь роман с карандашом, ты понимаешь, как он устроен, какая система взаимоотношений внутри образов, вещей, деталей. А вот как в театре это сделать, когда нет возможности просто прочитать, это был вопрос, — рассказывает режиссёр.

Но Артём Устинов превосходно справился с этой задачей. Эскиз проходил в камерной обстановке, единственным источником света стали настольные лампы, которые включались героями во время их реплик. Основным местом действия стал длинный стол, на котором можно было найти все удобства для бумажной работы: книги, ручки, конфеты, кружки, фотографии, газеты. Всё действие в основном проходило за ним в сидячем положении. Режиссер приспособил эскиз к нашему времени, добавив туда телефоны и современную музыку. Большинство зрителей (57%) решили, что эскиз уже достаточно хорош для того, чтобы ставить его в театре. Это самый высокий показатель (из всех четырех работ).

21 января показ начался с эскиза по пьесе Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты. Случай с метранпажем» в постановке режиссёра Игоря Стама из Москвы. Это был его режиссёрский дебют на большой сцене. Известен он по сериалам «Карпов», «Пятницкий», «Агентство О.К.О.». В эскизе было задействовано наибольшее количество декораций.

– Для меня, как для режиссера, который привык работать в документальном формате, основная деятельность заключается в работе с актёрами, чтобы постараться максимально добиться от них вот этого документального живого состояния, процесса вне игры. Мне кажется, Вампиловский текст располагает. Я считаю, что актёры прокопьевского театра с этим справляются, они способны на это.

События постановки происходят в провинциальной гостинице, где есть определённые правила, за соблюдением которых следит нервный и строгий администратор гостиницы. Эскиз был осовременен эпидемиологической обстановкой внутри. Так, герои должны были носить маски и придерживаться дистанции. В результате 46% зрителей решили, что постановку нужно доработать, а 32% захотели забыть её, как страшный сон.

Закрыл лабораторию Алексей Золотовицкий из столицы с эскизом по пьесе Алексея Ремизова «Трагедия о Иуде принце Искариотском». Актёр снимался в таких известных работах, как «Последний министр», «257 причин, чтобы жить», «В спорте только девушки». Также может быть известен по музыкальной группе «Fire Granny». Главным действующим лицом эскиза является рок, судьба. История Иуды в трактовке Ремизова повторяет легенду о царе Эдипе, который убил своего отца и женился на своей матери. Писатель использовал апокрифическую легенду, пересказанную Н.И. Костомаровым.

Ремизова я давно мечтал поставить, потому что, мне кажется, это такой панк начала 20-го века. Он смешал все, что только возможно. У него самая первая пьеса называлась «Бесовское действо», у него там черти бегали по сцене. Его освистали, то есть это был полный провал на премьере. А Алексей вышел и поклонился, вокруг него ещё черти плясали. Это мой кумир. Мне нравится, что человек, в самом хорошем смысле этого слова, без тормозов. В этой пьесе античный миф, скоморохи, исламские саги и современное время. Всё, что он любит, он туда замешал, такой получился борщ, – поделился режиссер.

44% зрителей решили, что эскиз нужно доработать, 40% проголосовали за вариант «оставить как есть».

Как и всегда, лаборатория «Эксперимент 123» прошла продуктивно и увлекательно. Ничего не смогло помешать любителям театрального искусства собраться вместе. Возможно, какой-то из этих эскизов превратится в полноценный спектакль и окажется в репертуаре театра.

Наталья Дука

Фото Виктории Баллер

Дата: 27.01.2021 10:00 Рубрики: Нырнем в искусство?

Похожие публикации