Важная и тонкая тема

В прошлом месяце новостные порталы сообщили: 14-летняя девочка родила от мальчика 10-ти лет. Об этом случае слышали многие, ведь по телевизору этой парочке посвятили не одну программу. Почему в 21 веке возникают такие проблемы, как нежелательная беременность и отсутствие сексуального воспитания? За помощью и комментарием мы обратились к специалисту – психологу Марине Морозовой из 45 школы.

— Половое воспитание ребенка – очень важная, тонкая и многогранная тема, — рассказывает психолог. — Основы такого воспитания закладывает семья. Только в семье, с глазу на глаз, мать может поговорить об этом с дочерью, а отец — с сыном. К сожалению, лишь немногие родители способны правильно организовывать половое воспитание детей. Залог успеха в половом воспитании — это обстановка в семье, когда ребенок может свободно задавать интересующие его вопросы родителям, не боясь выслушать вместо ответа нравоучительную лекцию. Именно от этого зависит отношение чада к будущей своей семье и к противоположному полу в целом. Говоря о половом воспитании, мы подразумеваем не только про нежелательную беременность, но и про избежание болезней, передающихся половым путем. Изобилие информации в интернете – это не половое воспитание, ответственность за этот процесс все-таки лежит на родителях. Именно родители, а не школа и пресса формируют паттерны поведения у подростков.

В школах допустимо введение уроков по половому воспитанию. Но нужно брать во внимание два фактора. Первый — учителя и родители должны быть подготовлены к самым разным вопросам. Если педагог будет слишком консервативен и закрыт по теме полового воспитания, это может сформировать у подростков нежелание идти на контакт по обсуждаемым вопросам. Второе — учителю нежелательно рассказывать лишние факты, не соответствующие возрасту учащихся. Такие уроки в школе должны проводить опытные психологи. При этом обязательно разделять аудитории мальчиков (юношей) и девочек (девушек), чтобы они могли задать волнующие их вопросы без стыда и смущения. Главное – эффективно выстроить процесс, чтобы предмет не был сухой дисциплиной, которая будет лишь смущать ребят и не принесёт никакой пользы. Важно, чтобы это был достаточно душевный, открытый диалог со взрослым, но не переходящий определённые границы. Если предмет по половому воспитанию когда-нибудь будет введён в российских школах, надо быть готовым к отрицательным последствиям, как со стороны родителей, так и подростков. Поэтому эффективнее будет проводить просвещение родителей и помогать им в том, чтобы они могли доводить норму до своих детей. И делать это должны подготовленные и тактичные психологи.

Половое воспитание надо проводить, начиная с самого раннего детства и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления ребенка. Чем раньше, с ребенком будет установлен доверительный контакт, тем легче и действеннее он будет проходить с подростком. Большинство родителей испытывают неловкость и напряжение, беседуя с детьми на эту тему. А подросток часто говорит, что он уже все знает, но на самом деле знает мало. А интерес у него большой. Поэтому родителям надо преодолеть естественное смущение и найти способ говорить с ребенком, не стесняясь и не краснея. Считать, что здоровье и судьба ребенка важнее, чем собственные неудобства.

Поводом для начала разговора может стать эпизод совместно просмотренного фильма или фрагмент общего разговора. Обсуждать эти вопросы нужно в естественной манере, как любую другую тему – как бы ненароком, между прочим. То, что поймет ребенок, останется в памяти. Важно подчеркнуть эмоциональную сторону этого вопроса. Почувствовав удобный момент для разговора по вопросам пола, родителю необходимо начать разговор самому, не ожидая вопроса. Однако если покажется, что ребенку сейчас неинтересна эта тема, которую затронули, обсуждение надо отложить. Но при этом дать понять ребенку, что он сам может вернуться к разговору, когда захочет. «Ну ладно, потом. Будет интересно – спросишь». Именно в спокойной обстановке дома нужно всё объяснить подростку: рассказать о средствах контрацепции, заболеваниях, передающихся половым путём, ранней беременности и её последствиях. И выбрать этот момент необходимо, опираясь только на индивидуальные особенности своего ребёнка, найти свой «ключ», чтобы разговор с подростком получился хорошим. Для такого разговора можно воспользоваться специальными материалами по половому воспитанию.

Таким образом, в основе профилактики ранней беременности лежит не использование средств контрацепции, а объяснение подростку возможности беременности, механизмов её возникновения и тех перемен, которые произойдут в таком случае. Тогда подростки будут понимать, почему необходимо использовать средства защиты от нежелательной беременности.

Екатерина Горшкова