Спектакль с секретным окончанием

Прокопьевский драматический театр открыл 13 ноября 75-ый сезон постановкой Бориса Гуревича «Свидетель обвинения». Это детективная история по мотиву одноимённого рассказа Агаты Кристи.

Из холодной, мрачной и тихой зимы мы попадаем в знакомый холл театра. Нас бросает в весёлую и суетную толпу. Повсюду смеются, беседуют, фотографируются, красуются нарядами мужчины и женщины, дети и взрослые. Радушно встречает нас театр своими люстрами, высокими потолками, нарядными лестницами: обстановка там, точно дама на светском вечере. Откуда-то доносится музыка, кажется, джаз.

Семь месяцев зрители театра скучали по таким встречам. Семь месяцев, несмотря на препятствия, упорно трудились работники театра: только за первый месяц после открытия выйдет сразу четыре премьеры. Должно быть, актёрам тоже не терпелось предстать пред любителями театра. Поднялись наверх. Здесь искры радостного волнения чувствуются ещё сильнее. Дружелюбные разговоры, неожиданные встречи со знакомцами, и вот люди уже усаживаются на свои места. Ждём начала (общаясь вполголоса).

75-ый сезон открывает постановка Бориса Гуревича «Свидетель обвинения» по детективной пьесе Агаты Кристи. Питерский режиссёр впервые работал с Прокопьевским драматическим театром.

На сцену выходят актёры. Мы, затаив дыхание, смотрим на происходящее. Начинается действо, и теперь облегченно следит за ним весь зал. Весь первый акт сюжет «Свидетеля обвинения» заставлял нас размышлять вместе с адвокатами, кто же убийца. Теперь, когда начался антракт, все яро доказывают свои предположения об этом. Мы вышли из зала, обсуждая спектакль.

Впервые пьесу показали в Лондоне почти 70 лет назад. С тех пор она активно ставится во многих театрах мира. Что же в ней такого особенного? Интрига, ощущение присутствия зрителя в истории и юмор. Большую часть спектакля идет суд. Все необходимое для этого есть на сцене: судья, прокурор, адвокат, свидетели, полицейский. Но чего-то не хватает – присяжных. Ими становимся мы, наблюдающие за правосудием. Герои не раз обращаются в зрительный зал, будто спрашивая: «Вы верите ему или нет?». Если вы хоть раз видели телепередачу «Суд идет» (или подобную ей), то знаете трепет во время судебного процесса и особенно перед вынесением приговора. Так вот, на этом спектакле каждый может почувствовать себя частью процесса.

У присяжных работа тяжелая. Чтобы ее выполнить добросовестно, нужно знать всю предысторию. Адвокат Август Вилфрид Робартс берется за тяжелое дело об убийстве пожилой и богатой дамы. Есть всего один подозреваемый – его клиент Леонард Воул, наказанием для которого будет смертная казнь. В его защиту может выступить только его жена. Но для Вилфрида так еще интересней, в нем просыпается азарт.

Вся пьеса держится на интриге. Перед зрителем появляются новые герои и факты, из-за чего угадать, кто убийца, практически невозможно. Каждые 10 минут подозреваемый в вашей голове сменяется то на одного человека, то на другого. Эта загадка является настолько важной, что во время съемок первой экранизации в 1957 году Билли Уайлдер, режиссер, до самого финала не давал актерам читать последние 5 страниц сценария. А во время показа детективного фильма в кинотеатрах закадровый голос титрами сообщал: «Управление этого театра предполагает, что для желаемого эффекта у ваших друзей, кто ещё не видел картину, вы не будете разглашать секрет окончания фильма „Свидетель обвинения“». Это было фишкой рекламной кампании. Слоганы гласили: «Вы будете говорить об этом, но, пожалуйста, не говорите окончание».

Люди расступились по сторонам. Театр удивил нас ещё одним действом: в середине холла несколько пар актёров начинают танцевать танго и фокстрот. Эти виды бальных танцев были особенно популярны в 1910-1940 годах, что дополнило восприятие и пьесы «Свидетель обвинения»: там идут события того же времени. Настроение праздника и беззаботности витает в воздухе. Красные и жёлтые платья кружатся рядом с классическими костюмами, будто мы попали на вечер к Великому Гэтсби, только культурный, конечно.

После окончания пьесы слово взяли директор театра Людмила Ивановна Купцова и заместитель главы города Прокопьевска Нина Васильевна Маслова. Прозвучали тёплые напутственные слова. Завершилось всё ярко, помпезно, пышно. Внизу зрители голосовали за актёра, который понравился им больше. Открытие театра оставило приятные и светлые впечатления. Как это часто бывает после таких удивляющих произведений, первое время было некое ощущение нереальности. Уже в сумерках возвращались домой гости театра. Дух празднества и беспечности поспевал за ними.

21 ноября театр покажет пьесу «Золото», 19 и 22 ноября – «Шинель», 22 и 24 ноября на сцене будет «Путаница». Продолжается работа над телевизионными проектами «Читаем сказки» и «Читаем со школьниками». Артисты театра часто посещают Радио Прокопьевск на 107,4 FM с программой «Философия кулис». В начале года театр вновь проведет Лаборатория «Эксперимент 123», основной темой которой будет малоизвестная классика.

Наталья Дука, Алена Глушкова