Мой дядя самых честных правил…

В подростковом возрасте многим хочется романтики, а где же ее найти, если не в произведениях русской классики? «Евгений Онегин» в постановке Владимира Петрова, приглашенного во Владимирский драматический театр, прекрасно подойдет для просмотра как зрителям-новичкам, так и ценителям театрального искусства. Примечательно, что через пять лет после премьеры спектакля режиссер поставил одноименную оперу в Самаре.

Источник фото: https://www.dramavladimir.ru/repertoire/current/78-eoneghin

Сравнивая спектакль с поэмой Пушкина, необходимо отметить, что многочисленные отступления от основной сюжетной линии произведения были сокращены или даже донесены до зрителя без слов. Так первая глава с описанием главного героя вовсе не была озвучена, — образ Онегина был прекрасно передан в самой постановке.

Спектакль разыгрывается в весьма условном пространстве: два балкончика в углах сцены ограничивают и дом Лариных, и поместье Онегина, и беседки в саду, но артистам этих декораций достаточно для выступления. С самой первой сцены постановка цепляет зрителя оригинальным ходом – артисты подбирают рассыпанные перья, которые символизируют их будущую роль – роль рассказчика. Они применяют прием совместного чтения, когда слова автора, касающиеся героя, произносит артист, его играющий, но потом его подхватывают и другие. Также нельзя не отметить сцену знакомства и общения Онегина с Ленским – через актерскую игру и контраст в поведении так мастерски переданы характеры персонажей, что сразу понимаешь их и проникаешься каким-то таинственным теплом. Такое происходит и во время описания сестер Татьяны и Ольги. Грамотная игра света помогает расставить акценты, а актрисы быстро располагают к своим героиням.

Конечно, впечатляют сцены написания писем Татьяной и Евгением. Татьяна свои черновики сминает, Онегин же, наоборот, разворачивает листы бумаги. Режиссерская ли это задумка или актерская импровизация, в любом случае кажется очень символичным. Татьяна боится своих чувств и была бы рада их вовсе не испытывать, и потому свои письма уничтожает. В Онегине же страсть пробудилась после многих лет ее отсутствия, и он разворачивает письма, как вновь открывает для себя влюбленность. Сцена дуэли Онегина и Ленского в первую очередь удивляет оригинальным режиссерским ходом – стреляются бывшие товарищи на магнитах для холодильника, которые, соединяясь в воздухе, щелкают, как выстрелы, но сцена при этом совсем не выглядит комично.

Важно отметить, как хорошо в постановке показано взросление Татьяны. За время путешествий Онегина по России девушка значительно меняется, и если раньше она отдавалась чувствам, то после принимает решения в пользу разума, и актриса потрясающе доносит до зрителя эти изменения. В исполнении Анны Лузгиной Татьяне временами не нужны слова для описания своих переживаний – они прекрасно достигают зрителей напрямую, без оболочки из фраз и предложений. Таким образом, когда мы видим повзрослевшую Ларину, мы будто чувствуем, что происходило с ней до этого. Мы представляем все мысли и трудности, через которые девушка вынуждена была пройти. Такой контакт со зрителем очень важен для актера, и очень впечатляет.

Постановка оставляет хорошее впечатление и приятное послевкусие, и даже спустя месяцы после просмотра четко отзывается в памяти.

Мария Хабарова