Проблема детей-инвалидов всегда очень остро стояла в обществе. До 2003 года в нашем городе не было ровным счетом никаких специализированных учреждений, которые бы в полной мере решали проблему адаптации детей-инвалидов. Именно тогда был открыт реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Наш корреспондент разузнал, как живет центр спустя десять лет.
Направляюсь в реабилитационный центр. Сомневаюсь, найду ли его среди дворов. Оказалось – зря. Фасад всех цветов радуги сложно не заметить среди серых домов вокруг. Меня встречает Ольга Петровна Трофимова, социальный педагог центра и руководитель клуба для подростков «Дружба». Предлагают раздеться и разуться, выдают тапочки. «Странно, думал, здесь будет что-то вроде больницы с бетонными полами и мрачными стенами», — крутится в голове. Все совсем наоборот: на полу мягкий ковер, в углу аквариум, диван возле стены. Начинается мое знакомство с «Радугой».
Ольга Петровна с удовольствием соглашается рассказать мне о центре и провести экскурсию. Основные направления работы – оказание медикаментозного лечения, психолого-педагогическая реабилитация, и, конечно же, социальная адаптация подростков. На попечении «Радуги» сегодня порядка 800 человек – дети до 18 лет. На каждого заводится и хранится свой социальный паспорт. Кто-то приходит на лечение, обучаясь при этом в обычной школе, другие ребята находятся и учатся в центре с понедельника по пятницу, бывая дома по выходным.
Тем временем я продвигаюсь по центру. Оснащен он по последнему слову техники: лифт для тех, кто маломобилен, музыкальный и компьютерный кабинеты, комната релаксации, зал ЛФК (лечебной физкультуры), тренажеры и многое другое. Впрочем, техника – еще не залог успешной реабилитации. Теплое отношение – вот что действительно поднимет на ноги даже самого безнадежного больного. Сотрудники центра признаются, что воспитанники «Радуги» — это и их дети тоже. Работа с каждым требует индивидуального подхода и эмоциональной отдачи. Доброта и забота всегда приносят свои плоды. «Радуга» открывает в детях настоящие таланты. В кабинетах, коридорах и группах – повсюду висят работы воспитанников центра. Диву даешься, на что способны ребята! К тому же, узнаю, что они не только лепят, мастерят и рисуют, но еще танцуют, поют и организуют собственные театральные постановки. Конечно, тут не обходится без чуткого руководства педагогов, чьему профессионализму можно только позавидовать, но все же это и огромная заслуга самих ребят – ведь перешагнуть через стеснение и страх, показать себя иной раз не под силу даже взрослому человеку.
К сожалению, застаю лишь ребят, находящихся на постоянном пребывании в «Радуге». Это две группы, мальчиков — «Улыбка» и девочек — «Ромашка». На вопрос о том, как им живется, отвечают, что все просто замечательно.
Чем же занимаются ребята на протяжении дня? Ольга Петровна шутит, что иногда детей даже жаль — настолько насыщен их график. День начинается с семи утра, но несмотря на это никто не капризничает, а напротив, встает без заминок, потому что все знают: впереди много увлекательного. В перерывах в учебе ребята проходят лечебные процедуры, занимаются с психологами и логопедами. Вечером появляется возможность заняться любимым делом, будь то чтение книги, просмотр мультфильмов или общение с друзьями. Этим жизнь ребят не ограничивается. На протяжении года проходит масса выездных мероприятий, различных акций и событий внутри центра. Никто не остается в стороне. Сотрудничество осуществляется и с общественной организацией инвалидов «Рубикон», и с центром дополнительного образования детей, и конным парком «Русь», и бассейном — всего и не перечесть. Главная цель таких мероприятий — показать ребятам, что они такие же, как все, подготовить их к дальнейшей жизни вне «Радуги».
Тем временем, моя экскурсия по центру подходит к концу. Радует мысль о том, что есть еще люди, кому столь острая социальная проблема небезразлична, люди, совершающие подвиг день ото дня. Что касается детей, то они практически ничем не отличаются от остальных. Просто им нужно немного помочь, и тогда все обязательно наладится.
Ростислав Орехов,
учащийся 10 класса гимназии №72