Нынешний учебный год – это череда контрольных и проверочных работ. В сентябре десятиклассники писали ОГЭ, целый год проходят ВПРы по каким только можно предметам, школам присылают региональные контрольные работы, к этому добавляются ОГЭ, ЕГЭ и устный экзамен у девятиклассников. Некоторым школьникам и этого мало, и они участвуют в олимпиадах. Ученики видят выгоду в участии, раз и без того загруженные школьники берут дополнительную нагрузку.
В феврале закончился региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. В этом году я впервые попробовала написать областную олимпиаду по литературе и английскому языку. Началось всё со школьного и городского этапа, о которых и рассказывать нечего. Я зашевелилась, когда узнала, что прошла на регион.
Готовилась я в основном к литературе. Со мной позанимались учителя, объяснили суть. Олимпиада, в отличие от того же ЕГЭ, — это не бездушное нарешивание тестов, а творческие задания, поэтому подготовка к ней – это классно. Читаешь любимую книгу и уже как будто бы готовишься. Хотя и тут нужна теория, но когда учишься сам, то сам выбираешь материал, сам себя контролируешь, это приносит куда больше удовольствия и плодов. По литературе я читала пособие по филологическому анализу текста и классические произведения. Вся подготовка к английскому состояла в том, что я смотрела «Клан Сопрано» в оригинале, но мне и этого хватило.
Писали в Прокопьевске. Сначала была литература. Зайдя в строго беззвучный кабинет, где на каждой парте уже лежали черновики, я увидела сидящих на местах девочек. Первое впечатление: они невероятно умные и учёные, находятся намного выше меня и живут в отдельном интеллектуальном мире. Но потом на перерыве мы вместе пили чай с булочками, и в этой уютной обстановке милые разговоры показали, что они вовсе не отрешённые аскеты-литературоведы. Это «свойские» люди, которые так же волнуются и шутят над собой. Значит, и простые смертные участвуют в этом, значит, и цели участия должны быть понятны всем.
Потом был английский язык. Если бы предметы были бы личностями, то, когда как литература – это мечтательная натура, английский – это модный и самый популярный ученик в школе. Таким претенциозным настроением овеяны и сами задания, и места проведения, и участники олимпиады по английскому. Иностранные языки становятся популярнее среди подростков. Музыку, кино, мемы подростки воспринимают на английском, поэтому участвуют не только отличники, но и простые ребята.
Там я встретила Машу. Она – это патологически порядочный ученик. Вот, что говорит про олимпиады умница и отличница Маша:
– В этом году я вышла на региональный этап по трём предметам: литературе, русскому и английскому языкам, поэтому подготовка стала в три раза сложнее, чем в прошлом году. Нужно было организовать время так, чтобы достойно выступить на всех трёх. При этом не отстать от школьной программы. Школьные учителя Наталья Ивановна Кошкина и Нина Адольфовна Власова помогали, и задумка осуществилась. Я начала активную подготовку третьего января. После каникул со многих уроков уходила к учителям готовиться. Пришлось разделить учебное время: первые две недели я посвятила русскому и литературе, а как только написала олимпиады по этим предметам, с головой ушла в английский на месяц. Старания дали плоды: третье место по литературе и второе по английскому. Участвовала я для проверки знаний, из-за желания превзойти себя прошлую и ради дополнительных баллов при поступлении.
Самая очевидная причина, почему ученики тратят столько сил и времени на олимпиады, это баллы в вуз. В голове у каждого олимпиадника, кто участвует не для пропуска уроков, таилась призрачная надежда на выигрыш. Кто же не хочет получить сто баллов по предмету автоматом? Хотя непонятно тогда, зачем так напрягаться с олимпиадами, ведь сдать ЕГЭ проще. Задания ЕГЭ выпускают из школ всех учеников, а олимпиадные выявляют одарённых и особо талантливых. И там, и там списать не получится. Однажды мы с подругой на городской олимпиаде достали телефон. Подружку выгнали сразу, в придачу перечеркнули её работу.
Я же могла только мечтать даже о попадании на завершающий этап. У меня основным был другой мотив. Более тщеславный: показать себе и другим, что я умная и образованная, убедиться в знании предмета.
Попадают на олимпиаду и просто потому, что так получилось. Меня записали – я пришёл, сказали, что еду на следующий этап – ну хорошо. И дальше по реке обстоятельств.
Причина, в которую я верю меньше всего: участвовать ради получения опыта и знаний. Может быть, и правда есть такие одухотворённые участники, но не думаю, что их много.
Подготовка к олимпиаде у некоторых становится смыслом вставать по утрам. Жизнь упрощается и наполняется, когда стремишься к цели, когда ясно и чётко видишь, зачем трудишься. Это происходит чаще у тех школьников, которые хотят получить льготы при поступлении с помощью олимпиады.
Олимпиады – это прекрасный способ обучаться. У ученика нет мотивации расширять кругозор, когда он готовится к ЕГЭ, ВПР или ОГЭ. Это однотипные тесты и шаблонные задания, в которых главное знать, как решать. Но у школьника есть эта мотивация при подготовке к олимпиадам, в которых смотрят на творческий подход и глубину знаний. Участник сам выбирает этот путь, берёт ответственность, поэтому учиться становится приятнее. Он выбирает интересную область предмета и применяет эти знания в любом задании.
Я считаю, чем больше ученик сосредотачивается на любимом предмете и «отбрасывает» другие, тем плодотворнее учёба. Когда сам выбираешь, что и как учить, вовлекаешься в процесс глубже. Учение тогда перестает быть грузом. Без тревог и бессонных ночей человек с охотой пускается в безбрежное море знаний.
Алена Глушкова