Удивительное рядом

17 января отмечался Международный день детских изобретений

Много ли Вы знаете изобретений, сделанных детьми? А детьми нашего города? Именно в день детских изобретений мне удалось посетить школу №14, в которой я смогла окунуться в атмосферу нового, неизведанного мной ранее. Экскурсия по музею, захватывающая лекция, встреча с выпускником, мастер-класс, планетарий и замечательные люди — вот что ожидало меня.

Четыре зала музея занимательной физики «Вечный двигатель» и более шестидесяти экспонатов действительно могут вскружить голову любому. Проекты и изобретения, которые придумывают и воплощают в жизнь прокопьевские дети, дадутся не каждому взрослому. Со своими проектами ребята из четырнадцатой школы занимают призовые места в различных конкурсах по всей России. Всего за три последних года ими было взято 24 призовых места.

В музее уже есть свои традиции. Например, ученики избираются на самые разные должности: от казначеев до архивариусов. Или проходят кастинги, для того, чтобы стать экскурсоводом музея. Более ста экскурсий для жителей разных городов было проведено ими за последние полтора года. А еще этот музей является площадкой для встреч с выпускниками, ветеранами, поэтами и другими неравнодушными людьми.

— Управлять музеем не сложно. Мне помогает совет музея. Ребята настолько хорошо проводят экскурсии, что когда к нам приехали важные гости, они справились и без меня на отлично. Я с уверенностью могу положиться на ребят, — рассказывает Татьяна Васильевна Сыркашева, учитель физики школы и директор музея.

Татьяна Васильевна – еще и идейный вдохновитель для юных изобретателей. С раннего детства она мечтала стать педагогом. В четыре года научилась читать. А в школе ее хотели перевести в класс постарше. Татьяна Васильевна не предала свою детскую мечту и в 10 классе, когда ее отправили на областную олимпиаду по химии, потому, что на предыдущем этапе ею было занято первое место: понимая, что физика нечто большее для нее, будущий педагог, схитрив, писала олимпиаду именно по этому предмету. Уже почти 48 лет Татьяна Васильевна работает учителем физики, которой когда-то хотела посвятить свою жизнь. Среди её выпускников «стобальники» – это не редкость. На вопрос в чем же секрет, Татьяна Васильевна отвечает:

— Никакого секрета здесь нет. Нужно много работать, углубляться и заниматься индивидуально. У этих ребят было стремление к учебе и желание быть лучшими, какими они и стали. Для изучения предмета не нужно оставаться в рамках учебников, нужно выходить за рамки, ставить эксперименты, пробовать самому. А еще нельзя стоять «над детьми», заставлять их зубрить, а нужно досконально все объяснить.

Юных гениев, чьи имена, возможно, появятся спустя пару десятилетий в учебниках по физике или астрономии, в школе не мало. Как к ним приходят идеи?

Артём Сухоруков, 9 класс:

— Спонтанно. Это может произойти в любой момент. Даже тогда, когда лежишь ночью в кровати, или когда ешь.

Алёна Штак, 10 класс:

— Вдохновение для идей – в педагоге. И для изобретений у нас есть все необходимое.

Множество экспонатов музея школы сделаны именно детьми. «Террариум» и «Черную дыру» создал девятиклассник Артем Сухоруков, десятиклассник Александр Шиянов — «Ламповый усилитель», «Эклиметр» и другие, Дарья Исаева (9 класс) принесла сюда «Пифагоровы штаны» и «Молекулу ДНК», а Алена Штак (10 класс) работает сейчас над проектом «Интерференция света. Квантовый ластик».

Кроме посещения удивительного музея мне удалось побывать еще и на лекции о виртуальной реальности. Это созданные техническими средствами объекты, передаваемые человеку через его ощущения. С помощью маркера дополненной реальности и специального приложения «AR-эффект» объекты превращаются в 3D. Говоря проще, приложение «оживляет» специальную картинку (этот самый маркер), а увидеть результат можно, к примеру, через камеру своего телефона.

— О дополненной реальности я узнал, будучи на конференции, — рассказал десятиклассник Иван Рягузов. — И тогда мне стало интересно. Сейчас мы с моим руководителем думаем создать кружок и пробовать создавать что-то свое. Представьте, если б это внедрили в наши учебники, как было захватывающе открывать учебник, например, по истории и видеть события того времени в «оживленной форме».

Что нужно для того, чтобы сделать свое открытие и что-то изобрести? Немного терпения, пожалуй. Изобретайте! Ведь это увлекательно!

Валерия Габдрахманова
Фото автора