Не от мира сего?..

Многим подросткам приходится сталкиваться с ситуациями, когда отношения с одноклассниками осложняются или, того хуже, превращаются в самую настоящую травлю. Подобное поведение часто становится причиной заниженной самооценки и полного отсутствия коммуникабельности у подростков.

Психолог Елена Турлина считает:

— Для подростка оценка окружающих, и особенно сверстников, имеет особенно высокую значимость. Ведь подросток еще не вполне понимает уровня своих возможностей, степени своих ограничений. Ему сложно соотнести свои качества с нормой и сложно найти даже эту самую норму, поэтому для юного человека одобрение друзей является отличным показателем правильности его поведения и нормальности его самого как личности.

По каким причинам люди, которых еще вчера мы называли друзьями, сегодня становятся нам заклятыми врагами? Чаще всего, наше мнение сводится к тому, что всему виной тот, кто «первым начал». Мы задумываемся: почему он бросает такие мерзкие шуточки? Вместе с этим вопросом приходит масса других, которые заставляют нас «копаться» в себе. Итог: в голове рождается единственное возможное оправдание нашего фиаско — нас не принимают, потому что мы не такие как все — хуже.

По статистике LENTA.RU, каждый пятый ребенок становится жертвой травли, в то время как обидчиком является каждый четвертый. Рамки, в которых оказывается в таких ситуациях человек, выбивают из колеи, у него опускаются руки. Обстановка накаляется еще сильнее в случаях, когда конфликт выставляется на всеобщее обозрение. Если не находится человека, способного заступиться за слабую сторону, травля ежедневно становится более жестокой, а наблюдатели уверены, что и без них найдется желающий стать героем, прийти на помощь. Как знать, может быть тот, кто сегодня не заступится за одноклассника, во взрослой жизни сохранит в себе безразличие к происходящему вокруг — удобное качество, согласитесь? Всегда проще сделать изумленный вид и сослаться на свою невнимательность, чем признать отсутствие собственного мнения и воли изменить несправедливую ситуацию.

Отличный и, вместе с тем, грустный пример: героиня романа Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» Мегги Клири. Оказавшись в школе, она стала предметом предвзятого отношения монахини (преподавателя в религиозных школах XIX века). Девочку стали презирать и одноклассники: насмешки с каждым днем становились все сильнее. Когда уважение в глазах окружающих уже потеряно, достаточно дать самый незначительный повод, чтобы «нарваться» на очередную порцию лестных словечек. Мегги сменила прическу, оградилась от любых контактов со сверстника¬ми, ежедневно билась за малейшую возможность остаться дома. Иными словами, делала все для того, чтобы вновь не оказаться в стенах ужасного двухэтажного здания под названием школа.

У каждой медали есть две стороны: многие факторы вызывают волну негатива в сторону школьника. В ситуации Мегги одной из причин стало некомпетентное отношение преподавателя, что очень актуально и в наше время. Учителя не всегда бывают объективны, нарушают педагогическую этику, во всеуслышание рассказывая о проступках ребенка. Как чувствует себя человек, авторитет которого был разрушен в глазах сверстников из-за злорадного высказывания классного руководителя?

— Слово учителя имеет большое влияние на ребенка с самых первых классов, — говорит Елена Турлина. – Дети в возрасте от шести до десяти лет склонны доверять учителю порой даже больше, чем собственным маме и папе. Преподаватель обязан учитывать эту возрастную особенность, быть очень аккуратным в своих выражениях и обращении с детьми. Позже, в средней школе, ситуация меняется — для подростков более значимым становится мнение сверстников. Многие педагогические ошибки в младших классах имеют последствия, когда дети становятся старше. Мало того, с «трудными» подростками учителя подчас совершают еще большие ошибки. Примеров некомпетентности преподавателя можно привести великое множество. Это и выдача «кличек», намеренно или нечаянно — неважно. Прозвище «прилипает» к ребенку и становится мощным фактором, формирующим отношение к нему одноклассников. Еще одна распространенная учительская ошибка: выделение отдельных учеников – как негативное, так и позитивное. Сверстники, особенно подростки, могут проявляться весьма жестоко как к «любимчикам», так и к тем, кого учитель отмечает особенным неприятием. Ребенку, оказавшемуся в положении отщепенца, крайне сложно вернуть нормальное отношение одноклассников.

К счастью, далеко не каждый педагог придерживается такой манеры поведения. Много тех, кто ищет подход к каждому, внимательно относится к тому, что происходит внутри учебного коллектива. Таких преподавателей можно назвать наставниками, способными правильно указать на ошибки и промахи, не создавая своими действиями конфликтных ситуаций.

Немаловажную роль играют взаимоотношения в семье. Ежедневные нотации о плохой успеваемости и поведении напрочь отбивают любое желание учиться. Кроме того, теряется доверие подростков к родителям. Когда такое случается, ребенок однозначно не придет к своей семье в трудную минуту. Раз он не имеет возможности обратиться к маме или папе за помощью, где он будет искать утешения — вопрос открытый. Тут либо найдется добрый друг, который поддержит — ситуация отличная, либо подросток пустится во все тяжкие: подружится с сигаретами и алкоголем.

Елена утверждает:

— Если в семье сформированы отношения принятия, понимания и безусловной любви, то ребенок имеет все шансы вырасти достаточно уверенным в себе человеком, чтобы хорошо встраиваться в общество. Такому подростку проще понимать других людей, в том числе и сверстников. Но, к сожалению, во многих семьях детям бывает непросто, в большей или меньшей степени. Можно условно разделить такие семьи на два полюса: в одних к ребенку относятся более холодно и даже агрессивно, в других, напротив, могут слишком баловать свое чадо. И то, и другое может пагубно сказаться на том, какие понятия и привычки усвоит ребенок. В семьях с негативным настроением к подростковому возрасту у ребенка формируется масса противоречивых и неверных установок. Это мнимые суждения о себе, своем будущем и прошлом, о других людях и обстоятельствах. Человеку с такими искаженными представлениями подчас сложно понять поведение окружающих и правильно оценить происходящие с ним события. Поэтому реакция такого подростка может быть неадекватна — он может, к примеру, проявлять агрессию в тех ситуациях, когда это совершенно неоправданно. В семьях, где ребенка «ставят на пьедестал», он тоже может оказаться в труд¬ном положении. Ему сложно сформировать адекватное восприятие действительности, в том числе и правильно понимать отношение окружающих к себе. К примеру, ребенок может вырасти с убеждением, что все кругом ему «должны», а если окружающие взрослые и сверстники не проявляют должного «уважения» и «почитания», каким одаривают его родители, то это значит, что ему «завидуют» или «не понимают».

Безусловно, многое может повлиять на подростка, его поведение в обществе и отношение к окружающим, но, чтобы избежать критических ситуаций, нужно нести ответственность за поступки. Звучит просто, но в жизни применяется почему-то не часто. Нужно постоянно развиваться, учиться корректировать недостатки и работать над своими мыслями. Перемены начинаются с нас. Часто достаточно под другим углом взглянуть на происходящее, задать самому себе вопросы и честно на них ответить: что послужило поводом для конфликта, за что я не люблю этих людей, может быть все не так плохо и это можно исправить?
Конечно, можно проще сделать: школу сменить, класс. Но так ли это просто на самом деле? Адаптация – процесс часто длительный и болезненный, а если мы говорим о другой школе, то тут головная боль для всей семьи: беготня с документами о переводе, зачисление в новый класс, твое знакомство с совершенно новым коллективом и обстановкой – ты все еще хочешь этого? Лучше обратить внимание, например, на молодежное движение, которое сейчас активно развивается. Множество волонтерских организаций, театральных объединений, литературных кружков, танцевальных коллективов ищут новые таланты, возможно, что среди них ты найдешь местечко и для себя. Часто твоей школе или классному руководителю нужна помощь в организации интересного события. Перед молодым человеком, даже в таком небольшом городе как Прокопьевск, открыто большое поле для самореализации. Найди то, что тебе интересно, единомышленников, они помогут отвлечься, справиться со сложной ситуацией в школе. Найти желаемое тебе всегда помогут преподаватели, родители, на крайний случай, интернет. Стремление к действию очень сильно меняет взгляды человека, а разве не это нужно, чтобы трансформировать отношение других к себе из негативного в положительное? Все в наших руках!

Валерия Алексеева,
учащаяся 10 класса школы №15

Дата: 24.02.2017 05:31 Рубрики: Проблема? Не проблема!, Разное

Похожие публикации